W – соответствует функции общественного благосостояния с неединичными весами при U, являющейся наиболее предпочтительной (первое наилучшее решение). Такая программа государства будет принята в обществе.
Принцип равенства: самая лучшая ® Е
M<A (угол наклона – степень равенства)
С точки зрения эгалитаристского принципа:
Раньше по одной точке могли построить всю кривую (из-за не искажаемости налогов и TR)
Издержки по перераспределению уменьшаются
Общественный выбор. Несостоятельность государства.
1. Частный и общественный механизмы принятия решений. Медианный участник голосования.
2. Проблемы коллективного выбора. Теорема Эрроу.
3. Несовершенство политического процесса. Поиск ренты.
4. Модель бюрократа.
Стиглиц = гл. 6; Якобсон = гл. 4; Долан "Микроэкономика" = гл. 15
1. Частный и общественный механизмы принятия решений. Медианный участник голосования.
Специфика теории общественного выбора (ТОВ): до сих пор мы оценивали всё с точки зрения анализа результата принятия решений (их эффективность), теперь будем изучать САМ процесс принятия решений, механизмы принятия решений, анализ решений с точки зрения субъектов и их интересов.
ТОВ – узкий смысл – теория коллективного выбора = механизмы принятия решений в рамках какого-либо сообщества.
ТОВ – широкий смысл – теория политического выбора = способы использования людьми государственных институтов для преследования своих собственных целей (предполагается, что имеется уже развитый политический процесс).
Теория политического выбора = изучение процесса выявления и согласования предпочтений, а также осуществления принятых решений, с помощью политического механизма. Основной методологический принцип – принцип рациональности.
Частный механизм принятия решений:
Р
D S
Q
Принимается решение: покупать или нет; сигналы = цены. Каждый индивид принимает решение самостоятельно, ориентируясь на цены – это, так называемое, "голосование рублём".
Общественный механизм:
Предоставление государством товаров и услуг (общественных товаров). G – деятельность государства (размер трансфертов, общественных товаров, дефицит бюджета и т.д.).
Ui
G
G*
Профиль предпочтений строится для каждого участника. Каждый участник выбирает наиболее желательный уровень деятельности государства. Возникает проблема: Как соизмерить эти желания? проблема очень сложная, её решение зависит от роли принимабющего решение.
Роли делятся на три основные группы:
ЗАКОНОДАТЕЛИ Принимают решения в соответствии со своими интересами |
БЮРОКРАТЫ Исполнители решений |
|
ИЗБИРАТЕЛИ Предоставляют голоса законодателям и предоставляют информацию о предпочтениях |
Интересы законодателей могут не согласоваться с интересами избирателей. Все участники преследуют свои собственные интересы.
Существует три группы проблем, связанных с
1) предпочтениями потребителей;
2) процессом принятия решений;
3) выполнением решений.
Центральная проблема – проблема выявления и агрегирования предпочтений.
Построение механизма принятия общественных решений:
Процедуры принятия решений:
- принцип простого большинства;
- принцип относительного большинства (альтернатива, получившая наибольшее число голосов по сравнению с другими);
- одобряющее голосование (участник голосует за любую альтернативу – побеждает получившая наибольшее число голосов);
- ранжирование альтернатив – система Борда (каждый ранжирует все альтернативы, и по сумме рангов из альтернатив побеждает та, которая имеет самый высокий суммарный ранг);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.