Динамика вязкого газа, турбулентность и струи: Учебное пособие, страница 2

14.1.4. Излучение звука квадруполями………..………………………...185

14.1.5. Влияние конвекции на направленность излучения шума……..188

14.1.6. Собственный и сдвиговый шум струи..…………………………192

14.2. Особенности шума сверхзвуковых струй..………………..…………195

14.2.1. Волны Маха.………………………………………………………195

14.2.2. Ударно-волновой шум.…………………………………………..197

14.3. Методы снижения шума струй………………………………………..202

14.3.1. Подавление шума, основанное на понижении скорости струи……………………………………………………………..………..202

14.3.2. Подавление шума, основанное на экранировании струи………………………..……………………………………………..203

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ……………………………………………………………..204

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….…………..223

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие составлено согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному Министерством образования РФ от 14. 04. 2000 г. по направлению 652500 – «Гидроаэродинамика и динамика полета» для дисциплины специализации СД.02. «Динамика вязких жидкости, газа и струй». Специализация включает в себя уравнения Навье-Стокса, простейшие течения вязкой среды, ламинарный пограничный слой на двумерных, осесимметричных и трехмерных телах, методы решения уравнений ламинарного пограничного слоя, возникновение турбулентности, переход ламинарного течения в турбулентное, развитый турбулентный пограничный слой, уравнения Рейнольдса, понятие отрыва, типы и критерии отрыва, расчетные и нерасчетные ламинарные и турбулентные струи.

Пособие посвящено описанию основных понятий и методов решения задач, возникающих при изучении динамики движения вязкого газа. Большинство излагаемых в нем вопросов с разной степенью полноты освещены в ряде монографий, приведенных в списке литературы. Некоторые специальные вопросы рассмотрены в научных статьях, также приведенных в списке литературы.

Цель данной книги – приблизить серьезные научные труды и монографии по специальным темам таким, как теория пограничного слоя или теория гидродинамической устойчивости, к элементарным институтским курсам. Выделены проблемы, имеющие первостепенное значение в работах, связанных с изучением течения реальных газов. Основное внимание уделено описанию течения газа с доминирующим влиянием диссипативных эффектов, вызванных наличием у газа внутреннего трения – вязкости. Некоторые вопросы, описание которых для сжимаемых сред громоздко, проанализированы на примере несжимаемой жидкости. Объем данного пособия не позволил изложить материал достаточно последовательно и подробно. Фактически в нем выделены отдельные проблемы, иллюстрирующие влияние вязкости среды наиболее наглядно и дающие представление об основных методах решения задач, важных для практического использования.

Из приложений результатов теории течения вязкого газа к практическим задачам отметим только два, наиболее существенных. Совершенствование формы современных летательных аппаратов ведет к тому, что в их полном аэродинамическом сопротивлении удельный вес сопротивления, вызванного вязкостью, неуклонно растет. В последние годы появляется все большее число научных работ, направленных на поиск способов воздействия на течение в пограничном слое с целью снизить сопротивление вязкого трения. Вторая проблема связана с аэродинамическим нагревом аппаратов, летящих с большими скоростями. Проблема эта настолько важна, что стала лимитирующей при проектировании летательных аппаратов типа “Буран” или ВКС (воздушно-космический самолет).

Учебное пособие является дополнением к курсу лекций “Динамика вязкого газа и турбулентность”, который читается в Новосибирском Государственном техническом университете  на кафедре “Аэрогидродинамика”. Хотелось бы надеяться, что материал, изложенный в данной работе, поможет студентам освоить курс и позволит лучше ориентироваться в обширной и быстроразвивающейся области гидроаэромеханики, имеющей большое значение  для практики.