Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 9

2). Неравномерное распределение доходов, их значительная дифференциация, что ведет к социальной нестабильности.

3). Рыночная конкуренция ведет к поглощению и слиянию предприятий, возникновению монополий, их контролю над экономикой.

4). Рыночная экономика не заинтересована в создании общественных благ, которые должны быть общедоступными бесплатными для населения (внешняя и внутренняя безопасность, среднее образование, парки, дороги и т.д.).

5). В условиях свободного рынка возникают внешние эффекты – разницы между общественными и частными выгодами и издержками на микроуровне, на уровне отраслей и всего народного хозяйства в целом.

Для преодоления недостатков рыночного механизма и достижения основных экономических целей используется государственное регулирование экономики (ГРЭ) –  воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Состоит из 1) обоснования перспектив экономического развития – прогнозирование, программирование и планирование; 2) определения приоритетных направлений экономической политики, 3) выбора средств и методов ее проведения.

Некоторые представления о масштабах государственного вмешательства в экономику дают такие показатели, как доля ВВП, перераспределяемая через госбюджет (США – 35-40%, Германия, Франция, Канада – до 50%, Швеция – 60-65%) и доля государственной собственности  в экономике (в странах Западной Европы – от 3 до 20%).

Субъекты ГРНЭ - исполнительные и законодательные органы власти различных уровней. Законодательный орган - ВРУ. Этот выборный орган: - принимает законы, регулирующие экономику; - определяет принципы внешней и внутренней политики государства; - утверждает общегосударственные программы экономического, научно-технического, социально-культурного развития, охраны окружающей среды и пр.; - принимает решения о деятельности Кабинета Министров; - принимает решения про предоставление или получение Украиной кредитов и иностранной помощи;  - формирует Государственный бюджет и бюджетную политику.

Высший исполнительный орган – Президент и Секретариат Президента: анализ социально-экономических процессов, ежегодные послания к народу и Верховной Раде, кадровая политику исполнительной власти. Главные исполнительные функции - Кабинет Министров – направляет, координирует и контролирует работу министерств. В него входят Премьер-министр, Первый вице-премьер, три вице-премьер министра, министры. КМ обеспечивает проведение финансовой, инвестиционной, ценовой, налоговой политики, политики в сфере занятости, социальной защиты, науки, образования, культуры, готовит программы развития Украины в различных сферах, управляет объектами государственной собственности, готовит проект закона про Государственный бюджет, подает в Верховную Раду отчет о его выполнении, обеспечивает внешнеэкономическую деятельность, координирует работу министерств и ведомств.

Министерства (их 20) выполняют два типа функций: аналитико-консультационные в помощь Кабинету Министров и проведение политики министра в соответствующих секторах государственного управления. Они могут быть отраслевыми (Министерство Обороны, Здравоохранения, МВД) и функциональными (Труда и социальной политики, Финансов).

Государственные комитеты (их 12) – центральные органы исполнительной власти, которые выполняют узкоспециализированные функции государственного управления (КРУ, земельных ресурсов, ВАК, по делам национальностей и религий). Существуют также центральные органы исполнительной власти со специальным статусом – ФГИ, АМК, Таможенная служба, ГНАУ, СБУ и другие (всего 28).

На местных уровнях государственная политика реализуется местными госадминистрациями. Их главы назначаются Президентом Украины на срок полномочий Президента, формируют местные администрации, состоящие из функциональных и отраслевых комиссий и отделов, принимают решения  и отвечают за их выполнение.

Объекты ГРНЭ условия, процессы, отношения в социально-экономической жизни страны, которые рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно. По уровню задач объекты ГРЭ можно разделить на: