Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 13

Проведение стимулирующей БНП, как правило, сопровождается появлением бюджетного дефицита: расходы > доходы (Tx<G+Tr+i·D), покрытие которого возможно за счет государственных займов, размещения облигаций на внешнем и внутреннем рынках, продажи государственной собственности, эмиссии денежных знаков. Накопленные суммы бюджетного дефицита образуют государственный долг, который может быть внешним – долг различным иностранным государствам, фондам, организациям и внутренним – задолженность государства своим гражданам. Тяжесть или бремя государственного долга для экономики определяется соотношением величины долга к объему ВВП страны d = (D/Y)100%. Еще точнее бремя долга отражает отношение темпов роста госдолга к темпам роста ВВП. Обслуживание государственного долга это отношение (i·D/Y)100% – та часть ВВП, которая идет на его погашение.

Денежно-кредитная политика в отличие от БНП является инструментом более «тонкой настройки» конъюнктуры и призвана помогать в экономике достижению такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции. Главные цели ДКП – борьба с инфляцией, поддержание курса валюты, положительного платежного баланса.

Количество денег в обращении определяется как: MV=PY. Т.е. ежегодно в обращении должна быть денежная масса, соответствующая объему произведенного ВВП в ценах данного года. Денежная масса зависит от объема номинального ВВП. Для ее измерения используются денежные агрегаты: М0 – банкноты и разменная монета, М1=М0+средства на текущих счетах в коммерческих банках, М2=М1+срочные депозиты и валютные сбережения. М3=М2+средства в ценных бумагах. Показателем денежной массы текущей ситуации является М1, а в долгосрочном периоде –  М3.

При ее проведении государство через центральный банк воздействует на денежную массу и процентные ставки, а через них – на потребление и инвестиционный спрос:

SM↓ => i↑ => I↓=> С↓, S↑ => AD↓ => Iцен  ↓    

SM↑ => i ↓=> I↑=> С↑, S↓ => AD↑ =>  ВВП↑

Преимущества ДКП – быстрота и гибкость реализации, недостатки – она не существенно влияет на ту часть денежной массы, которая находится в коммерческих банках на долгосрочных счетах. Основные методы ДКП:

1) Нормы обязательных банковских резервов - метод более «административный», более жестким. Обязательные банковские резервы, которые коммерческие банки обязаны перечислять на счета центрального банка, являются условием нормального функционирования платежно-расчетного механизма банковской системы, страхуют ненадежные ссуды, снижают риск банковских вкладов, минимизируют потери от банкротств банков, т.е. являются гарантией стабильности банков. Наиболее распространенная форма определения нормы резерва – процент от банковских депозитов на срочных и счетах до востребования. В разных странах эта мера используется в разной степени. Понижая резервные требования, национальный банк увеличивает ликвидность активов коммерческих банков, и объем кредитования растет, повышая – уменьшает ликвидность и кредитование сокращается.

 2) Учетная ставка, по которой НБУ предоставляет кредиты коммерческим банкам и которая служит ориентиром для установления процентных ставок коммерческими банками. 3) Операции на открытом рынке – это купля-продажа государственных облигаций государственными органами с одной стороны, банками, предприятиями, населением – с другой. В случае покупки государственных обязательств национальным банком, он перечисляет соответствующие суммы на счета коммерческих банков, увеличивая избытки на их резервных счетах, в случае продажи – суммы списываются со счетов коммерческих банков.

Стимулирующая монетарная политика (политика «дешевых денег») проводится в период экономического спада и направлена на увеличение предложения денег: снижение нормы обязательных резервов, снижение учетной ставки, покупка национальным банком государственных ценных бумаг предшествующих периодов.

Сдерживающая политика («дорогие деньги») проводится для предотвращения «перегрева» экономики, инфляции. Тут инструменты действуют в обратном направлении.