Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 8

Элементами общей рыночной инфраструктуры выступают транспорт, финансовая система, социальная инфраструктура. Транспортная система обслуживает движение товаров и услуг, пассажиропотоки.Развиты все виды транспорта, коэффициент транзитности самый высокий в Европе. Железнодорожный транспорт - 23% грузооборота. 6 железных дорог: Донецкая, ЮЖД, Львовская, ЮЗЖД, Приднепровская, Одесская. Автотранспорт 60% грузооборота. 5 международных автокоридоров. Протяженность дорог 170 тыс.км. Трубопроводный – 15% грузооборота, 40000 км газопроводов большого диаметра, 5000 км нефтепроводов. Ежегодный транзит 160 млрд. кубометров газа, 70 млн. тонн нефти. Речной транспорт 4,5 тыс.км., 0,5% грузооборота по Днепру, Дунаю, Десне. Морской транспорт - 1% грузооборота, 3 морских пароходства – Черноморское, Азовское и Дунайское, 17 портов. Воздушный транспорт 0,1% перевозок.

Денежно-кредитная система - должна обеспечивать денежное обращение и кредитование субъектов путем привлечения свободных денежных средств. Состоит из НБУ и коммерч. банков. НБУ подотчетен правительству, но проводит самостоятельную экономическую политику и выступает: эмиссионным центром страны, центральным органом денежно-кредитного регулирования, органом банковского регулирования и надзора, агентом правительства по размещению и погашению госдолга и по расчетам правительства с другими странами,  органом валютного регулирования и контроля. Коммерческие банки создаются на акционерных началах, регистрируются в НБУ и выполняют операции, лицензированные НБУ: прием и хранение вкладов, кредитование субъектов, расчетно-кассовое обслуживание клиентов, учет векселей, информационно-консультационные услуги, торгово-комиссионная деятельность, трастовые операции. В Украине лицензированы 180 коммерческих банков (59% ОАО, 23% ЗАО, 18 ООО), имеют 1,33 тыс. филиала, действует межбанковский валютный рынок, фонд гарантирования вкладов физических лиц. 15% банков полностью или частично с иностранным капиталом.

Налоговая система и налоговые службы оказывают регулирующее воздействие на движение финансовых ресурсов. Совокупность налогов, сборов и платежей, форм и методов их изъятия образует налоговую систему. В ее структуре выделяют 1. Субъект налогообложения. 2. Объект налогообложения. 3. База налогообложения (величина, из которой выплачивается налог). 4. Ставка налога. Налоги делят по объекту налогообложения на прямые и косвенные. По уровням налогообложения - центральные и местные. По видам облагаемого объекта – налоги на товары и услуги, налоги на доходы, налоги на имущество. По ставке налогообложения - прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Социальная инфраструктура - комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающих формирование и развитие личности, удовлетворение ее потребностей. Делится на социально-потребительский комплекс (торговля и общественное питание, ЖКХ, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь) и социально-культурный комплекс (образование и наука, культура и искусство, охрана здоровья и спорт).

Основные элементы специализированной рыночной инфраструктуры: 1. Товарные биржи и аукционы, торговая сеть - предприятия оптовой и розничной торговли. 2. Биржи труда, службы подготовки и квалификации. 3. Небанковские финансово-кредитные институты – страховые компании, инвестиционные, пенсионные, трастовые фонды. 4. Информационные организации, торговые палаты, рекламные агентства, коммерческие выставки, СМИ. 5. Посреднические общества и организации, которые отстаивают интересы отдельных групп: профсоюзы, объединения деловых кругов. 6. Таможенная система. 7. Консалтинговые и аудиторские фирмы.

Тема 3. Государственные институты и механизм регулирования НЭ.

1.  Необходимость, субъекты, объекты и методы ГРЭ.

2.  Прогнозирование и программирование.

3.  Планирование.

1.Необходимость, субъекты, объекты и методы ГРЭ.

Рыночный механизм не идеален, основные его недостатки:

1). Цикличность экономического развития: падение производства и росте безработицы во время спада, инфляционными процессами в период подъема.