Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 24

Одной из основных проблем остается низкая доля зарплаты в ВВП (49%) и в себестоимости продукции (11%). В развитых странах, соответственно 60-70% и 30-40%. Это связано с низким уровнем производительности труда, высокими материало и энергозатратами в производстве продукции.

Социальная защита населения в НЭ.

Размер ПМ (у середньому на одну особу в місяць, грн.)

2000г

270,1

2001г

311,3

2002г

342,0

2003г

342,0

2004г

362,23

2005г

423,0

2006г

472,0

2007г

532,0

К 2009г. размер прожиточного минимума - 626 грн.; граница малообеспеченности: для детей до 6 лет - 557 грн.; для трудоспособных лиц - 669 грн.; для утративших трудоспособность - 498 грн. Используется также практика индексации доходов – повышения доходов с учетом роста индекса цен. Однако в Украине она касается только людей, чьи доходы не превышают уровня малообеспеченности.

Реформа социального страхования началась в 2001 года и идет с учетом европейского опыта. Образцом для нее стала система страхования континентального типа, прежде всего Германии. Основные направления реформирования были определены Основами законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование (1997г.). Было предусмотрено формирование пяти видов социального страхования (по безработице, пенсионное, от несчастных случаев, по временной нетрудоспособности, медицинское). Сейчас на очереди реформа пенсионного и медицинского страхования, рассчитанная на 30 лет.

С 1999 года идет отработка норм и правил программ социальной помощи, критериев и механизма ее предоставления, создаются соответствующие государственные институты. Помощь постепенно приобретает адресный характер. Основными видами социальной помощи являются жилищные субсидии, помощь семьям с детьми (помощь в связи с беременностью и родами, одноразовая помощь при рождении ребенка, помощь по присмотру за ребенком, помощь на детей, находящихся под присмотром или опекой, помощь малообеспеченным семьям с детьми) и помощь малообеспеченным семьям.  Наиболее распространенным видом помощи среди населения является жилищная субсидия, которую получает до15% населения, 10% получает помощь на детей и 2-3% - помощь, предоставляемую малообеспеченным семьям.

Тема 7.Структурная политика и структурная перестройка НЭ.

1. Инвестиции и основные пропорции развития экономики.

2.Социально-экономическая структура и изменения отношений собственности.

3.Конкурентная политика в НЭ.

4. Региональная структура НЭ.

 Методы и инструменты государственного воздействия, влияющие на структуру экономики – соотношение и взаимосвязь между различными элементами экономической системы, и на процесс распределения ресурсов между различными субъектами относятся к структурной политике государства. Возможны различные выделения структурных элементов экономики. В целом на уровне всего народного хозяйства можно говорить о воспроизводственной структуре, которая характеризует основные пропорции развития экономики, соотношение базовых, обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Социально-экономическая  структура характеризует соотношение в экономике различных форм собственности. Структура экономики по степени концентрации капитала выделяет крупные предприятия и корпорации, средние предприятия и малый бизнес, соотношение между ними в экономике  и долю в создаваемом ВВП. Региональная структура – размещение на территории страны отраслей, производств и предприятий. уровень развития самих территорий.

1.Инвестиции и основные пропорции развития НЭ.