Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 12

4. Методы планирования НЭ.

Для разработки индикативных планов используются различные виды методов. Балансовый метод – система расчетов, которая увязывает потребности экономики с имеющимися ресурсами. Баланс - двухсторонняя таблица, в одной части которой отражены все возможные поступления ресурсов, а в другой – направления их использования. Основная роль принадлежит материальным балансам: (балансы потребления, производственных мощностей, природных ресурсов, топливно-энергетический, сельскохозяйственный), балансу труда (баланс трудовых ресурсов и баланс рынка труда), финансовым балансам (балансы доходов и расходов по министерствам, предприятиям, балансы денежных доходов и расходов населения). Нормативный метод определяет потребности в производстве с помощью норм и нормативов, которые служат базой для определения потребностей в ресурсах,  для контроля за использованием ресурсов: нормы и нормативы затрат труда, использования сырья, топлива и энергии, нормы использования основных фондов, мощностей, капиталовложений, капитального строительства. Социально-экономические нормативы: нормы потребления товаров и услуг, развития материальной базы социальной инфраструктуры. Экономико-математические методы построены на принципах оптимизации или выбора плана с наибольшим экономическим эффектом. Для достижения этого разрабатываются несколько вариантов плановых решений. Наиболее универсальным критерием эффективности является экономия текущих затрат живого и овеществленного труда, что проявляется в снижении затрат, росте производительности труда, уменьшении фондо-  и капиталоемкости продукции.

Тема 4. Политика экономического роста в НЭ.

1.Политика ЭР и стабилизации экономики.

2. Экономический рост в Украине.

1.Политика ЭР и стабилизации экономики.

Оценка экономического роста - индекс экономического роста (ВВП = ВВП1/ВВП0); темп ЭР = [(ВВП1 –ВВП0)/ВВП0 ] ∙100 %. 

Различают рост: - по степени устойчивости - непрерывный и прерывистый; - по степени изменений – пропорциональный и непропорциональный; по количественным изменениям – рост с высокими и низкими темпами; по характеру – экстенсивный, интенсивный и смешанный.

Темп и качество ЭР зависят от: Фактора предложения: природные, человеческие, капитальные ресурсы, организация управления, инновационный потенциал. Фактора спроса на продукцию. Фактора распределения - государственная политика.

В достижении стабильного ЭР ведущая роль отводится бюджетно-налоговой политике – изменению государственных доходов и расходов для поддержания рыночного равновесия и стимулирования отдельных сфер национальной экономики. Эта политика воздействует на экономику в долгосрочной перспективе. Основными инструментами БНП являются государственные закупки товаров и услуг (G), трансферты (Tr), налоги (Tx). Госзакупки влияют только на совокупный спрос, а трансферты и налоги влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

В зависимости от целей экономического развития БНП может быть стимулирующей или сдерживающей. Для роста деловой активности, снижения безработицы проводится стимулирующая БНП: рост государственных закупок и трансфертов, снижение налогов. При этом уменьшение налогов и рост трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения, а, значит, не только увеличивается ВВП, но и снижаются цены. Поэтому, эти инструменты можно использовать как средство борьбы и с безработицей и с инфляцией. Сдерживающая БНП проводится при «перегреве» экономики для снижения деловой активности и снижения роста цен. Здесь инструменты действуют в обратном направлении.

Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) БНП. Дискреционная политика – это специальные законодательные изменения правительством объемов госзакупок, налогов и трансфертов для стабилизации экономики, которые отражаются на государственном бюджете страны. Автоматическая БНП основана на действии встроенных стабилизаторов – инструментов, величины которых остаются неизменными, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя активность в период спада и сдерживая в период подъема. К ним относятся: 1. Прогрессивные налоги на доходы. 2. Непрямые налоги (в 1-ю очередь НДС). 3. Помощь по безработице. 4. Пособия по бедности. В период экономического роста показатели 1 и 2 автоматически увеличиваются, а 3 и 4 – уменьшаются. В период рецессии – наоборот.