Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 29

Государственное региональное управление осуществляется на двух уровнях: государственное региональное управление в областях и регионах и местное самоуправление в городах, селах и поселках. Государственные органы управления концентрируют свою деятельность на создании и усовершенствовании законодательной базы. Местные органы самоуправления самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют местные бюджеты. При формировании местных бюджетов может использоваться либо принцип бюджетной эквивалентности, либо принцип национальной солидарности. Принцип бюджетной эквивалентности (налоговой справедливости) – местные бюджеты увеличиваются пропорционально увеличению сбора налогов на данной территории. Принцип национальной солидарности – финансовые возможности всех территорий и регионов в стране примерно одинаковы. Доходы местных бюджетов формируются из налоговых поступлений и сборов, предусмотренных Законами Украины «О Государственном Бюджете», «О местном самоуправлении». Также возможно финансирование из государственного бюджета в виде субсидий и субвенций. Субсидии предоставляются для покрытия дефицитов местных бюджетов и обеспечивают местным органам власти относительную свободу в использовании данных средств. Субвенции – это субсидии целевого назначения, выдаваемые местным органам власти для финансирования определенных программ и проектов. Регионы, которым необходимы субсидии, определяются по различным критериям и показателям (уровень безработицы, высокая загрязненность и др.). Главные направления расходов местных бюджетов - содержание предприятий социально-культурного и бытового назначения, ЖКХ, обеспечение  функций госуправления, судопроизводства, охраны общественного порядка, содержание предприятий коммунальной формы собственности, социальное обеспечение населения.

В Украине пока большая часть региональных бюджетов перераспределяется через государственный бюджет. Бюджет г.Киева получает примерно 13% от общего объема средств, перераспределяемых государством (из 25 областей). К «богатым» территориям, где показатели налоговых сборов на человека выше среднего в Украине относят Киевскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Донецкую, Полтавскую, Сумскую и Харьковскую области. Большинство административно-территориальных единиц относят к категории «бедных». Необходимо более четкое определение уровня централизации и децентрализации бюджетной системы, определение оптимальных пропорций в распределении доходов и расходов сводного бюджета между государственным и местными бюджетами.

Одно из направлений региональной политики - создание государством свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Это формы хозяйственной деятельности на территории страны, в границах которых установлены особые правила (упрощение режима сбора налогов и таможенных пошлин, проведения валютно-финансовых расчетов, для резидентов или для иностранных субъектов, льготное кредитование фирм на данной территории). Цель создания ТПР - ускоренное развитие территории за счет внутренних возможностей при помощи государства, преодоление отсталости, увеличение занятости в регионе. Целью создания СЭЗ - привлечение иностранных инвестиций, внедрение передовых технологий, увеличение производства экспортной продукции, развитие инфраструктуры, получение управленческого опыта. В мире насчитывается около 20 типов СЭЗ. Среди основных типов выделяют зоны внешней торговли, зоны экспортного развития, технологические и специализированные зоны. Зоны внешней торговли направлены на усиление внешнеторгового потенциала страны. К ним относят зоны свободной торговли, сервисные зоны по экспорту услуг, локальные таможенные зоны, зоны транзитной торговли. Зоны экспортного развития создаются для стимулирования внутреннего производства. В их числе выделяют экспортные и импортные производственные зоны. Технологические зоны – это центры по разработке новых технологий, проведению НИОКР. Здесь выделяют технопарки, технополисы, инновационные зоны. Специализированные зоны – зоны с выбранным иным упрощенным видом деятельности – страховые, туристические, банковские зоны (оффшоры). В Украине до 2005 г. функционировали 11 СЭЗ и 9 ТПР.