Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 11

Программирование – анализ экономики, выявление проблем, которые не могут быть решены автоматически, их решение с помощью специальных экономических программ. Основа программирования – долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные (4-5 лет) и краткосрочные (2-3 года) программы.

Государственные программы можно разделить на: 1) специальные – программы развития отраслей, районов, секторов (развитие угольной промышленности, ликвидация последствий аварии на ЧАЭС); 2) общегосударственные (программы занятости, по выходу из кризиса, приватизации, «Украина-2010»); 3) комплексно-целевые народно-хозяйственные программы, в которых определен по срокам, ресурсам, исполнителям комплекс экономических, технико-производственных, организационно-хозяйственных мер, и к выполнению которых подключено большое число отраслей, регионов, хозяйственных органов. С 1995 г. индикативное планирование в Украине заключается в разработке Государственной программы социального и экономического развития Украины – составляется ежегодно и согласовывается с проектом Государственного бюджета на соответствующий год.

3. Планирование.

Планирование – это специфическая управленческая деятельность по определению целей и путей ее достижения, которая ведется на основе рыночных исследований и анализа внутренних возможностей. Содержанием планирования является определение задач для различных объектов планирования, обоснование необходимых ресурсов, определение показателей контроля и оценки выполнения плановых заданий. 2 основные формы планирования: директивное и индикативное.

Директивное планирование – жесткое регулирование деятельности отдельных хозяйственных единиц из единого центра, основанное на государственной форме собственности и централизованном распределении ресурсов (бюджетное планирование). Касается только деятельности государственного сектора:

-  государственные предприятия;

-  акционерные общества с закреплением за государством контрольного пакета акций или доли собственности.

Деятельность госпредприятия ведется: а) в соответствии с планом-заказом и планом развития, утвержденным государством; б) в пределах разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности. Финансирование идет за счет доходов от реализации продукции и из государственного бюджета. Прибыль от реализации направляется на развитие предприятия. Свободный остаток прибыли или неиспользованные средства  возвращаются в бюджет.

 Частные предприятия становятся частью директивного плана, при выполнении госзаказа или заключении контракта с государством. Для размещения госзаказа в результате конкурса отбираются предприятия, которые обязуются в установленные сроки выполнить работы и произвести товары, нужного качества и по оговоренной цене, которые необходимы для государственных нужд, а государство обеспечивает подрядчиков необходимыми ресурсами. Контрактация – наем частных фирм, для выполнения работ и услуг, которые ранее оказывались госпредприятиями. Государство оплачивает издержки производителя и несет ответственность перед потребителем за качество предоставляемых ему работ и услуг (уборка мусора, поставка продуктов в больницы). Эта деятельность выгодна предприятиям, т.к. они обеспечены работой и получают доход от государства, защищены от изменений рыночной конъюнктуры.

 Индикативное планирование – разработка правительством целевых ориентиров развития экономики и отдельных ее секторов, координация деятельности производителей и обеспечение их необходимой информацией. Индикативный план - это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели экономического развития, средства их достижения, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенностями индикативного планирования являются его рекомендательный характер и вариативность разработки – показатели могут меняться в соответствии со складывающейся ситуацией. Показатели индикативного плана можно разбить на три группы: прогнозные (их нельзя точно рассчитать – экономическая свобода, экологическая ситуация, качество и безопасность жизни); расчетные (объемы производства, экспорта, импорта, денежные доходы, введение мощностей); директивные (отдельные цены и тарифы, нормы амортизации, госзаказ). В Украине индикативные планы - с 1993г.