Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями немецкой исторической школы Ф. Лист: экономика должна исходить из интересов наций, стремиться к удовлетворению нужд нации в целом. Государство должно активно использовать протекционизм для достижения национальных интересов, воспитывать национальное сознание общества. Г. Шмоллер: хозяйство страны зависит от исторических, психологических, этнических, антропологических особенностей нации. Особое место принадлежит "экономической психологии" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике, а значит в экономике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран. В.Зомбарт: у каждой нации своя душа и сознание, это определяет деловую активность, способность к риску, предпринимательству у данной нации. М.Вебер изучал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран, исследовал, какие религии способствуют развитию экономики, какие сдерживают ее. Историческая школа пытается отойти от выведения универсальных законов и принципов, которые считаются с подачи классического направления всеобщими для любых экономических систем, и исследовать специфические факторы, которые определяют разнообразие и отличия разных экономик.
С середины ХХ в. появляются направления, которые ставят задачей построение теорий, отражающих, особенности национальных экономик.
Концепция «государства всеобщего благосостояния» 30-м гг. ХХ в. (Э. Хансен, Г. Мюрдаль) - это исследование тех экономик в которых высокий уровень жизни населения, демократическая форма правления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения, коллективные гарантии социальной поддержки, а так же защита интересов рыночной системы.
Теория социальной рыночной экономики - ХХ в., Германия. Суть – сочетание в рыночных условиях принципа свободы с социальной и моральной ответственностью каждого человека перед другими (В. Ойкен, А. Мюллер-Армак, А. Рих). Три источника теории – неолиберализм (свободный рынок), идеи христианства (ответственность человека перед обществом) и демократического социализма (роль государства в перераспределении). Нельзя подавлять экономическую свободу, но она не должна противоречить коллективным, национальным интересам, т.е. люди должны чувствовать ответственность перед другими, должны существовать ответственность и социальное доверие между людьми. Государство должно реально гарантировать медицинскую и социальную защиту, соблюдение всех основных прав человека.
Институционализм(конец 20в.) (Т.Парсонс, У.Гамильтон, Д.Норт). Институты – это правила, нормы поведения, которые определяют отношения в данном обществе. Одни влияют на экономическое поведение людей, другие обеспечивают возможность заниматься экономической деятельностью, определяют степень экономической активности. К базовым институтам относятся труд, собственность, власть, управление. Они являются общими для всех экономик, но конкретные формы их проявления могут различаться и определяют различия НЭ. Конкретными формами проявления базовых институтов выступают институты обмена и денег, распределения и налогообложения, организации производства, механизм государственного регулирования, ментальность и характер нации, морально-этические нормы и проч. Любая экономическая система – это структурированный комплекс экономических институтов, набор которых примерно одинаков в любой экономике, но формы его реализации различны.
Тема 2. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ.
1. Характеристика экономического потенциала НЭ.
2. Промышленность в структуре хозяйственного комплекса.
3.Агропромышленный комплекс НЭ.
4. Инфраструктура НЭ.
1. Характеристика экономического потенциала НЭ.
Экономический потенциал - способность производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство для удовлетворения потребностей и улучшения качества жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.