Переход к рынку подразумевал ликвидацию диктата государственной собственности в экономике. В ходе подготовительного этапа 1991-1994 гг. были созданы правовые и организационные основы приватизации, приняты основные законы и программа приватизации. Сам процесс приватизации начинается с передачи госпредприятий в аренду трудовым коллективам с правом последующего их выкупа. В 1995-1999 гг. 1-й этап массовой приватизации из-за отсутствия у потенциальных собственников значительных денежных средств начинается путем выдачи населению приватизационных имущественных сертификатов которые можно было обменять на акции. 2-й этап большой денежной приватизации начинается с 2000г., когда на открытый конкурс выставляются крупные предприятия или контрольные пакеты их акций. В результате доходы бюджета увеличиваются (с 2075 млрд. в 2000г. до 21 млрд. грн. в 2005г и 2006г.). К началу 2006 г. ликвидирован монополизм государственной собствености. Основными способами приватизации были выкуп объектов приватизации - 46,2%, выкуп имущества, сданного в аренду – 18,6%, продажа на аукционе – 15,9%, продажа акций ОАО – 11,5%.
Из общего количества хозяйствующих субъектов (1161308) в 2007 г. около 87 % относились к негосударственной собственности, 7,4% к коммунальной и корпоративной форме собственности, 4,1% к государственной и госкорпоративной форме собственности.
3. Конкурентная политика в НЭ.
Для достижения оптимальной структуры экономики по степени концентрации капитала государство проводит конкурентную (антимонопольную) политику.Это система мер, цель которых – предотвратить подрыв или искажения конкуренции со стороны фирм, обладающих рыночной властью. К подрывающим конкуренцию действиям относят:
- контроль над рынком, когда изменение объемов производства одной фирмой ведет к изменению рыночной цены;
- соглашения о фиксировании цен и разделе рынков между фирмами;
- соглашения об исключительном праве поставки или распределении продукции, навязываемые доминирующими компаниями своим партнерам;
- использование демпинговых цен, разоряющих конкурентов или ценовой дискриминации – установление различных цен для разных групп потребителей.
Одним из показателей степени монополизации рынка и распределения рыночной власти является индекс Герфиндаля – IH=Σk2 – сумма квадратов рыночных долей (в %) всех субъектов рынка в общем его объеме. Так, если на рынке только одна фирма (доля рынка 100%), то IH=1002=10000. Рынок считается конкурентным, если IH≤1000. Рынок считается монополизированным, если IH≥2000.
Причинами монополизации рынка могут быть: 1) эффект масштаба – снижение средних издержек при росте объема выпуска (прим. телекоммуникации, коммунальное хозяйство, распределение электроэнергии и газа), отсутствие близких заменителей товара на рынке, уникальность товара – естественная монополия; 2) высокие входные барьеры в отрасль – обладание патентами, лицензиями, большие затраты капитала – технологическая монополия; 3) исключительные права на владение уникальными природными ресурсами – природная монополия. Государство либо борется с монополизмом, либо берет деятельность монополии под свой контроль. Основные меры конкурентной политики: коррекции поведения, запрещающая антиконкурентные действия, реструктуризация монопольных отраслей и предприятий - разделение крупной компании на ряд независимых фирм, запрещение слияния крупных фирм, которое может обеспечить им доминирующую позицию на рынке. В случае с естественной монополией государство ведет регулирование цен, прибылей и объемов производства в интересах общества. Для этой цели создаются специальные контрольные органы, которые наблюдают за хозяйственной деятельностью такого предприятия. В отдельных случаях естественные монополии могут быть национализированы государством, хотя это и создает колоссальную нагрузку на бюджет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.