Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 21

Регулирование оплаты труда является одним из способов регулирования трудовых отношений, оно может быть государственным и договорным. Договорное регулирование проводится в соответствии с тарифными соглашениями между профсоюзами и работодателями. Они заключаются на производственном, отраслевом и межотраслевом уровнях. Основным элементом государственного регулирования оплаты труда является минимальная заработная плата – определенный государством уровень заработной платы, ниже которого оплата за фактически выполненную работником норму работы производиться не должна. Она рассчитывается исходя из минимального потребительского бюджета, уровня экономического развития страны, производительности труда. Государство также устанавливает тарифную систему – совокупность тарифных сеток, ставок, схем, методик расчетов дифференциации оплаты в зависимости от качества работ и уровня квалификации работников на государственных предприятиях. Государство определяет нормы оплаты труда за работу в нерабочее время, праздничные и выходные дни, оплаты отпусков, времени, затраченного на переобучение и т.д. Для определения размеров пенсий, компенсации ущерба, причиненного работнику, оплаты пособий используется показатель средней заработной платы – размера зарплаты работника, рассчитанный за определенный период времени.

3.Социальная защита населения и развитие социальной инфраструктуры.

Политика социальной защиты населения основана на принципах обеспечения одинаковых возможностей для всех членов общества,  соблюдения их основных прав – права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование, свободу слова, неприкосновенность личности. Главная цель социальной защиты населения -  это поддержка социально незащищенных слоев, защита доходов и сбережений граждан, поддержание необходимого уровня потребления населения. Основными принципами социальной защиты являются адресность – направленность только на тех, кто в ней нуждается; дифференцированность – размеры помощи для разных социальных групп должны отличаться; системность – должна отвечать экономической политике государства, темпам и уровню развития страны.

Выделяют два направления социальной защиты – защита экономически активного населения и социально уязвимых слоев населения.

Социальная защита экономически активного населения – это обеспечение гарантий занятости с достойной оплатой труда, т.е. содействие в трудоустройстве, возможности в профессиональной подготовке и повышении квалификации. Тут используются системы социального страхования, которые формируются за счет отчислений  и страховых взносов физических и юридических лиц в различные фонды. Из этих фондов оплачиваются трудовые пенсии, время болезни, пособия по безработице и т.д. Государство здесь только перераспределяет средства в пользу нуждающихся в них в данный момент. (В Украине это Фонд социального страхования, Фонд содействия занятости и борьбы с безработицей, Пенсионный фонд).

Социальная защита уязвимых слоев касается как отдельных групп трудоспособных граждан (молодежь, одинокие матери, инвалиды и т.д.), так и нетрудоспособных членов общества (пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды). Защита этих слоев выступает в виде системы социальной помощи – денежная или натуральное обеспечение, услуги или льготы за счет средств бюджетов разных уровней или частных благотворительных фондов.

В обоих случаях необходимы минимальные социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, средний совокупный доход на семью или уровень потребления товаров и платных услуг, минимальный размер пенсий и стипендий, на основании сравнения с которыми определяется необходимость социальной защиты.