Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 26

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

У фактичних цінах, млн. грн.

Всього

23629

32573

37178

51011

75714

93096

125254

188486

Рост в %, в т.ч. за рахунок:

114,4

120,8

108,9

131,3

128,0

101,9

119

129,8

коштів держбюджету

5,1

5,4

5,0

7,0

10,5

5,5

5,5

5,6

коштів місцевих бюджетів

4,1

4,1

3,7

4,1

4,7

4,2

4,3

3,9

власних коштів підприємств та орг.

68,6

66,8

65,8

61,4

61,7

57,4

57,8

56,5

коштів іноземних інвесторів

5,9

4,3

5,6

5,5

3,6

5,0

3,7

3,5

коштів населення на будівництво квартир

5,6

5,2

коштів населення на житлове будівництво

5,0

4,4

4,2

3,6

3,4

3,3

4,1

4,5

кредитів банків та інших позик

1,7

4,3

5,3

8,2

7,6

14,8

15,5

16,6

інших джерел фінансування

9,6

10,7

10,4

10,2

8,5

9,8

3,5

4,2

2. Социально-экономическая структура и изменения отношений собственности.

Социально-экономическая структура - это соотношение в зависимости от ситуации государственного и частного сектора в экономике. В странах с рыночной экономикой в государственном секторе занято до 15 % населения, создается до 20% ВВП. Роль государственного сектора: 1. он служит инструментом выравнивания экономического цикла. В условиях рецессии доля госсектора увеличивается, идет обновление капитала, инвестиций, расширение занятости, а это ведет к росту спроса на товары, производимые в частном секторе. 2. При проведении структурной и региональной политики в госсектор переходят убыточные предприятия или целые депрессивные регионы. 3. При проведении научно-технической политики госучреждения ведут фундаментальные исследования, являясь главными исполнителями основных заказов и разработок. 4. При проведении ценовой политики занижение цен в госсекторе стабилизирует экономику, а цены по госзаказам и подрядам часто определяют уровень цен в соответствующей отрасли. 5. Инвестиции в государственном секторе, распределение прибыли госпредприятий влияет на состояние фондового рынка, технологическую модернизацию и развитие производства.

Методами изменения социально-экономической структуры  является национализация, разгосударствление, приватизация. Национализация – принудительное или добровольное отчуждение имущества в пользу государства, с возмещением стоимости или других убытков в соответствии с законодательством страны. Разгосударствление – процесс по ликвидации государственного диктата и централизованного распределения ресурсов, коммерциализации деятельности государственных предприятий, демонополизации производства и развития конкуренции. В процессе приватизации собственность переходит из рук государства в руки частных лиц, при этом используются следующие способы: - выкуп предприятий трудовыми коллективами; - выкуп имущества, сданного в аренду, арендатором; - продажа на аукционе, продажа на некоммерческом конкурсе; - продажа акций открытых акционерных обществ; - передача имущества на основе приватизационных бумаг (чеки, ваучеры, приватизационные сертификаты), которые подтверждают право собственника на бесплатное получение части имущества государственных предприятий, государственного жилищного фонда, земельного фонда, и могут быть только именными.

В Украине главным органом, который проводит политику государства в сфере приватизации, является арендодателем и продавцом государственного имущества выступает Фонд государственного имущества. Он подчинен Кабинету Министров и подотчетен Верховной Раде Украины.