Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 28

К 1991 г. доля монопольного сектора в Украине составляла 100%. Благодаря процессам разгосударствления и приватизации к 2007 г. доля высокомонополизированных рынков составляла 32,5% (в т.ч. чистая монополия 6,7%), олигопольные рынки – 14,4%, конкурентные рынки – 53,1%. Монопольным статусом обладают преимущественно естественные монополии. На местном уровне это предприятия водоотведения, водо- и теплоснабжения. На национальном уровне: Укрэнерго (поставки электроэнергии), Укрзализниця, Нефтегаз Украины в лице Укртранснафта и Укртрансгаз (транспортировка нефти и газа трубопроводами), Укрпочта, Укртелеком, РРТ (каналы вещания и связи) и др. Также за годы независимости был сформирован масштабный корпоративный сектор, который представлен АО, ТНК, синдикатами, косорциумами, ФПГ и другими интегрированными коропоративными структурами. Контроль за их деятельностью для поддержания конкуренции на рынках осуществляет Антимонопольный комитет, подчиненный Кабинету Министров и отраслевые министерства. Главные принципы антимонопольного регулирования определены в Законах Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О естественных монополиях».

Одним из направлений развития конкурентной среды в экономики является развитие малого бизнеса. В Украине к малому бизнесу относятся предприятия с численностью работников до 50 человек и доходом от реализации продукции до 500 тыс. евро в год. Используется также понятие микропредприятий – до 10 человек, объем дохода за год – до 250 тыс.грн.

Малый бизнес это основной сектор рыночной экономики и его развитие:

- способствует росту конкуренции и противодействует монополизму;

- ведет к снижению безработицы и уменьшению нагрузки на бюджет;

- полнее удовлетворяет индивидуальные потребности за счет мелкосерийного производства товаров;

- формирует средний класс, определяет степень демократизации общества;

- ведет к развитию и внедрению инноваций (венчурные фирмы);

- выгодно крупным корпорациям, с которыми МП могут работать на условиях франчайзинга, аутсорсинга, субконтрактации и проч.

Основні показники розвитку малих підприємств (МП)

Кількість  МП,

Кількість  МП у розрахунку на 10 тис. осіб наявного населення, од.

Частка найманих працівників на МП  у загальній кількості  працівників на підприємствах, %.

 Частка МП  у загальному обсязі реалізованої продукції,, послуг

2000

217930

44

15,1

8,1

2001

233607

48

17,1

7,1

2002

253791

53

18,9

6,7

2003

272741

57

20,9

6,6

2004

283398

60

20,2

5,3

2005

295109

63

19,6

5,5

2006

307398

66

19,0

4,8

2007

324011

70

18,4

4,4

Расположены МП преимущественно в крупных промышленных центрах, что объясняется развитой инфраструктурой рынка, быстрым оборотом средств, уровнем спроса, близостью заказчиков продукции и поставщиков сырья.

Наибольшее число МП относится к сфере торговли и общественного питания – 30%, в операциях с недвижимостью 20%, в промышленности 14%. Несмотря на положительную динамику, в Украине пока недостаточная численность предприятий малого и среднего бизнеса. В развитых странах их количество достигает 2-3 млн., на них приходится 40-60% занятого населения, доля в ВВП составляет 50-60%.

4. Региональная структура НЭ.

Регион – часть территории страны, на которой функционирует сформировавшийся комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры, с центром – набольшим населенным пунктом, определяющим его геопространственную организацию. Со времен СССР Украина разделена на 25 областей, которые на совпадают с границами сформировавшихся территориально-производственных комплексов, что не дает возможности проведения рациональной и взвешенной государственной региональной политики. Одним из направлений региональной политики является проведения административной реформы в Украине, совершенствование административно-территориального деления страны. Предполагается деление на 6 – 9 районов (прим.: Центральный, Донецкий, Приднепровский, Слободской, Причерноморский, Западный районы).