Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 20

Измерение неравенства и бедности. Для проведения результативной СП направленной на сокращение неравенства и бедности нужны четкие критерии оценки и измерения неравенства и бедности. Основными показателями неравенства являются квинтильный (или децильный) коэффициенты и коэффициент Джини. Квинтильный коэффициент – отношение доли доходов высшей квинтильной группы к доле доходов нижней группы, где верхняя группа – 20% самых богатых домохозяйств, нижняя – 20% самых бедных. Коэффициент Джини рассчитывается на основе кривой Лоренца. Считается нормальным значение 0,27<G<0,33.

Для определения уровня бедности рассчитываются:

- Прожиточный минимум (МПБ) – стоимость товаров и услуг, необходимая для нормальной работы организма, воспроизводства здоровья человека и его способностей. Рассчитывается на основе энергетической ценности суточного рациона питания и основных непродовольственных товаров.

- Граница малообеспеченности – величина среднедушевого дохода, который обеспечивает нетрудоспособному гражданину минимально необходимый уровень потребления.

На основе этих показателей определяются в целом для экономики показатели бедности: уровень бедности – доля населения, которая находится ниже черты бедности; глубина бедности – показывает на какую величину в % доходы бедных ниже черты бедности.

Причины бедности – 2 точки зрения:

1.  Бедность - результат неравных условий для людей, в которых сами бедные не виноваты (дискриминация, плохое питание, образование…) => нужна активная социальная политика для изменения условий порождающих бедность.

2.  Следствие плохой приспособленности индивидов, поведения, которое человек может изменить => минимальная социальная политика, чтобы у бедных появились стимулы к труду.

2. Регулирование рынка труда и доходов от труда.

 Регулирования рынка труда направлено на поддержание нормального функционирования рынка труда и создание условий для получения достаточных доходов всем желающим трудится. Оно реализуется как система мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение или цену товара рабочая сила и предполагает:

-  достижение максимально полного использования трудовых ресурсов;

-  установление нормального уровня оплаты труда;

-  определение условий труда  в зависимости от видов работ;

-  наличие системы образования и профессиональной подготовки;

-  развитие системы служб занятости для регистрации безработных, помощи в получении пособий, в трудоустройстве.

Для регулирования рынка труда на макроуровне разрабатывается баланс трудовых ресурсов, который включает отчетные и прогнозные показатели трудовых ресурсов, численности занятых, безработных в отраслевом и региональном аспекте. Согласно Закону «О занятости населения» в Украине безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют заработка или других доходов из-за отсутствия работы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Уровень безработицы по методологии МОТ основан на опросах домохозяйств, которые сами оценивают свое положение на рынке труда.             Основным показателем необходимости мер государственного регулирования выступает фактический уровень безработицы – отношение численности безработных к общей численности рабочей силы.  Если фактический уровень безработицы превышает «естественную» норму безработицы – предельно допустимый уровень безработицы при максимальном использовании трудовых ресурсов для данной страны, то необходимо государственное вмешательство. Политика регулирования рынка труда может быть пассивной – регистрация безработных и выплата пособий, и активной. Здесь используются экономические методы – стимулирование предприятий для увеличения занятости путем субсидий, льгот, снижение ставки процента или уровня отчисления работодателей в социальные фонды; административные - регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, квот на трудоустройство; институциональные - создание информационных систем наличия вакансий, решение трудовых споров между профсоюзами, работодателями и государством.