Национальная экономика как научная дисциплина. Экономический потенциал и структура хозяйственного комплекса НЭ. Государственные институты и механизм регулирования НЭ. Политика экономического роста в НЭ. НЭ в мировом хозяйстве. Социальная рыночная экономика и социальная политика в НЭ. Структурная политика и структурная перестройка НЭ, страница 22

Одним из показателей уровня жизни является степень развития социальной инфраструктуры. Это отрасли бытового и жилищно-коммунального хозяйства, охрана здоровья, пассажирский транспорт, образование, санаторно-курортное и туристско-экскурсионное обслуживание. Необходимость регулирования социальной инфраструктуры объясняется тем, что 1) в ее составе есть отдельные рынки, спрос на которых очень велик, и цена равновесия в рыночных условиях была бы недоступной для многих потребителей (рынок жилья); 2) на отдельных рынках механизм рыночного ценообразования просто не работает (образование, здравоохранение). В сфере  социальной инфраструктуры выделяются четыре уровня регулирования: межгосударственный, государственный, региональный и местный. Центральные государственные органы:

-  определяют главные цели и пропорции развития сферы услуг;

-  разрабатывают нормативы потребления отдельных благ и услуг;

-  составляют программы развития отраслей социальной инфраструктуры;

-  обеспечивают бюджетное финансирование государственного сектора социальной инфраструктуры.

Государство определяет ввод в действие больниц, поликлиник, интернатов за счет средств госбюджета, потребность в кадрах и количество студентов в вузах, обучающихся на бюджетной основе, регулирует цены в отраслях связи, железнодорожных и авиаперевозках и т.д. На современном этапе характерно увеличение доли платных услуг, усиление роли региональных и местных органов управления, которые также регулируют цены на отдельные услуги (жилищно-коммунальные тарифы). Основная проблема сейчас заключается в разграничении обязанностей между государственными и местными администрациями за содержание тех или иных сфер социальной инфраструктуры, определение части финансирования, которая ложится на государство и на местные бюджеты.

4. Доходы и их распределение в НЭ.

В Украине в 1990 г. большая часть домашних хозяйств входила в среднюю по уровню доходов группу. С 1991-1997 г. идет постоянное снижение доходов. При этом до 70% населения  - за чертой бедности.

Рост начинается с 1998 г. – в среднем - 110%  к предшествующему году, при этом уровень реальных доходов только к 2008г. достигает предкризисного уровня: в 1994 – 2002 г. средний доход составляет 32 – 38% от уровня 1991г., 45-58% 2003- 2004 г., 82-95% 2006-2007гг. В общей структуре доходов населения оплата труда составляет 50%, социальная помощь и трансферты до 40%, 10% доходы от предпринимательской деятельности, 3-5% доходы от собственности.

Дифференциация доходов  и бедность

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Числ. населения с среднедушевывми доходами ниже ПМ:

млн. чел

39,2

39,9

39,8

35,2

30,3

25,3

23,1

13,2

В % к общей численности населения

80,2

82,7

83,3

76,2

65,6

55,3

50,9

29,3

В % к предыдущему году

101,5

100,0

88,4

86,1

83,5

91,3

57,1

Размер ПМ (у середньому на одну особу в місяць, грн.)

270,1

311,3

342,0

342,0

362,23

423,0

472,0

532,0

Квінтильний к-т диференціації общих доходів населення, раз

2,4

2,3

2,5

2,4

2,3

2,4

2,4

2,4

2,0

Уровень экономического неравенства в стране не высок — соответствует стандартам других стран с переходной экономикой. Так, в 1991 году коэффициент Джини составил 0,256, а с 1991 по 1997 гг. колебался в пределах 0,34-0,38, к 2007 г. около 0,3 (для сравнения в 2001г. коэффициент  составлял в Чехии 0,25, Польша 0,32, Россия 45,6, Эстония 0,38). «Средний класс» увеличился с 20% в 2000г. до 55-60% к 2007 г.