Одним из показателей уровня жизни является степень развития социальной инфраструктуры. Это отрасли бытового и жилищно-коммунального хозяйства, охрана здоровья, пассажирский транспорт, образование, санаторно-курортное и туристско-экскурсионное обслуживание. Необходимость регулирования социальной инфраструктуры объясняется тем, что 1) в ее составе есть отдельные рынки, спрос на которых очень велик, и цена равновесия в рыночных условиях была бы недоступной для многих потребителей (рынок жилья); 2) на отдельных рынках механизм рыночного ценообразования просто не работает (образование, здравоохранение). В сфере социальной инфраструктуры выделяются четыре уровня регулирования: межгосударственный, государственный, региональный и местный. Центральные государственные органы:
- определяют главные цели и пропорции развития сферы услуг;
- разрабатывают нормативы потребления отдельных благ и услуг;
- составляют программы развития отраслей социальной инфраструктуры;
- обеспечивают бюджетное финансирование государственного сектора социальной инфраструктуры.
Государство определяет ввод в действие больниц, поликлиник, интернатов за счет средств госбюджета, потребность в кадрах и количество студентов в вузах, обучающихся на бюджетной основе, регулирует цены в отраслях связи, железнодорожных и авиаперевозках и т.д. На современном этапе характерно увеличение доли платных услуг, усиление роли региональных и местных органов управления, которые также регулируют цены на отдельные услуги (жилищно-коммунальные тарифы). Основная проблема сейчас заключается в разграничении обязанностей между государственными и местными администрациями за содержание тех или иных сфер социальной инфраструктуры, определение части финансирования, которая ложится на государство и на местные бюджеты.
4. Доходы и их распределение в НЭ.
В Украине в 1990 г. большая часть домашних хозяйств входила в среднюю по уровню доходов группу. С 1991-1997 г. идет постоянное снижение доходов. При этом до 70% населения - за чертой бедности.
Рост начинается с 1998 г. – в среднем - 110% к предшествующему году, при этом уровень реальных доходов только к 2008г. достигает предкризисного уровня: в 1994 – 2002 г. средний доход составляет 32 – 38% от уровня 1991г., 45-58% 2003- 2004 г., 82-95% 2006-2007гг. В общей структуре доходов населения оплата труда составляет 50%, социальная помощь и трансферты до 40%, 10% доходы от предпринимательской деятельности, 3-5% доходы от собственности.
Дифференциация доходов и бедность
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Числ. населения с среднедушевывми доходами ниже ПМ: |
|||||||||
млн. чел |
… |
39,2 |
39,9 |
39,8 |
35,2 |
30,3 |
25,3 |
23,1 |
13,2 |
В % к общей численности населения |
… |
80,2 |
82,7 |
83,3 |
76,2 |
65,6 |
55,3 |
50,9 |
29,3 |
В % к предыдущему году |
… |
… |
101,5 |
100,0 |
88,4 |
86,1 |
83,5 |
91,3 |
57,1 |
Размер ПМ (у середньому на одну особу в місяць, грн.) |
… |
270,1 |
311,3 |
342,0 |
342,0 |
362,23 |
423,0 |
472,0 |
532,0 |
Квінтильний к-т диференціації общих доходів населення, раз |
2,4 |
2,3 |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,0 |
Уровень экономического неравенства в стране не высок — соответствует стандартам других стран с переходной экономикой. Так, в 1991 году коэффициент Джини составил 0,256, а с 1991 по 1997 гг. колебался в пределах 0,34-0,38, к 2007 г. около 0,3 (для сравнения в 2001г. коэффициент составлял в Чехии 0,25, Польша 0,32, Россия 45,6, Эстония 0,38). «Средний класс» увеличился с 20% в 2000г. до 55-60% к 2007 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.