Установка станков в цехе. Инженерно-технические работники. Монтажный план установки оборудования. Вспомогательные рабочие. Применение виброковриков. Методы расчета количества рабочих. Расположение отделений цеха. Классификация оборудования цеха, страница 4

9.  Выбор подъемно-транспортных средств

Выбор того или иного вида цехового транспорта зависит от следующих факторов: характера изготовляемой продукции, ее веса и размеров, вида производства и формы организации работы, размеров грузооборота (количества перемещаемых грузов), назначения транспорта, типа или размера обслуживаемых транспортом зданий.

Удобным транспортом являются электрические тележки. Они просты в управлении и бесшумны. Они строятся грузоподъемностью 0,75; 1,0; 1,5; 2; 3 и 5 тон с подъемными платформами и без них. Грузоподъемный кран, установленный на электрической тележке, дает возможность легко ставить заготовки и детали на станок и брать их со станка. Скорость движения тележек 6-15 км/ч.

Поворотные краны в виде простой стрелы с талью либо тельфером или в виде крана на колонне употребляются в качестве местных, обслуживающих один определенный станок или рабочее место. Данные стрелы должны быть закреплены на колоннах здания. Такими кранами пользуются для подъема на станок тяжелых деталей, а иногда и для передачи деталей со станка на станок.

Консольные электрические краны в виде консольной фермы, перемещающейся вдоль стены по рельсам, применяются для обслуживания цеховых складов или пролетов крупных цехов. Они обслуживают зону вдоль цеха. Эти краны удобны тем, что не занимают площадь пола, но они дают значительную дополнительную нагрузку на стену здания, что требует усиления ее конструкции.

Велосипедные краны в отличии от консольных имеют одну опору с колесами, катящимися по рельсу, расположенному на полу, и вторую опору с колесами, катящимися по рельсу, расположенному на стене, наверху. Такой тип крана значительно меньше нагружает стену здания, но зато нижняя опора его занимает полезную площадь пола, на которой расположен рельс.

Наиболее распространенным видом верхнего транспорта в цехах являются электрические мостовые краны. Преимущество их заключается в том, что, являясь одновременно грузоподъемным и транспортным средством, они обслуживают всю площадь цеха, причем ширина пролетов достигает более 40 м. Грузоподъемность их доходит до 350 т и более.

В складах и цехах при небольшом объеме перегрузочных работ применяют ручные однобалочные и двухбалочные мостовые краны.

В цехах и складских помещениях машиностроительных заводов широко применяются подвесные электрические однобалочные краны с электрическими талями (тельферами) и электрическим механизмом перемещения, управляемым с пола.  Грузоподъемность  их 0,25-5 тон.

Из разных типов конвейеров в машиностроении главным образом применяются ленточные, пластинчатые, напольные тележечные – вертикально-замкнутые и горизонтально-замкнутые, подвесные цепные, шагающие пульсирующие.

Ленточные конвейеры применяются с шириной ленты 200-600 мм. Скорость рабочего конвейера 6-30 м /мин, транспортного – 30-60 м /мин и выше.

Пластинчатые конвейеры бывают длиной до 200 м с шириной настила 400-1600 мм. Скорость рабочего конвейера 1-5 м/мин, транспортного – 7-20 м/мин.

Напольные тяжелые конвейеры применяются в механических, сборочных, литейных и других цехах поточного производства, имеют непрерывное или прерывистое движение. Они бывают вертикально-замкнутые и горизонтально-замкнутые.

Подвесные цепные конвейеры представляют собой замкнутое тяговое устройство в виде цепи с каретками, несущими подвески для грузов. Они широко применяются в поточном производстве для передачи деталей от одного рабочего места к другому м в другие цехи.

Шагающие пульсирующие конвейеры применяются для сборочных работ. Благодаря пульсирующему движению они дают возможность сочетать методы подвижной и стационарной сборки.

Роликовые конвейеры (рольганги, роликовые столы) бывают приводные и неприводные. У приводных рольгангов  вращение роликов механизировано. Они применяются главным образом в прокатном производстве, а так же в поточном производстве механических, сборочных и других цехов.

В поточном производстве для передачи деталей от станка к станку применяют скаты и склиз. Так называются они в зависимости от того, как перемещается деталь – скатыванием или скольжением.