Химия: Методические указания к лабораторным работам, страница 6

Опыт № 2. Получение основания взаимодействием
основного оксида с водой

В пробирку налейте 5-7 капель дистиллированной воды и растворите в ней 1 микрошпатель СаО - оксида кальция. Каплю полученного раствора нанесите на лакмусовую бумажку. К какому классу соединений относится образовавшееся вещество? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 3. Получение нерастворимого основания

В пробирку, содержащую 5-7 капель раствора хлорида никеля (II), добавьте 10-15 капель 2н. раствора щелочи. Отметьте цвет выпавшего осадка. Напишите уравнения реакции.

Опыт № 4. Получение кислоты реакцией двойного обмена

В пробирку внесите 10 капель 2н. раствора ацетата свинца Рb(СН3СОО)2 и прилейте при перемешивании такой же объем 2н. раствора серной кислоты H2SO4. По запаху определите образовавшуюся кислоту. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 5. Получение солей взаимодействием кислоты с основанием

(реакция нейтрализации)

В пробирку, содержащую 5-7 капель 1н. раствора NaOH добавьте 1 каплю фенолфталеина. Затем добавьте по каплям 1н. раствор НСl. Когда реакция ста­нет нейтральной (произойдет обесцвечивание), прибавление кислоты прекра­тите. Несколько капель раствора поместите в фарфоровую чашечку и осто­рожно выпарьте на пламени спиртовки. Кристаллы какой соли получились? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 6. Получение соли взаимодействием металла с кислотой

Внесите в пробирку кусочек стружки магния и добавьте 3-4 капли 1н рас­твора серной кислоты H2SO4. Наблюдайте энергичное выделение пузырьков водорода. По окончании реакции каплю раствора поместите в фарфоровую ча­шечку и выпарите воду на пламени спиртовки. Кристаллы какой соли получи­лись? Напишите уравнение реакции получения соли.

Опыт № 7. Получение соли взаимодействием основного оксида            с кислотой

К 10-15 каплям серной кислоты добавьте 2 микрошпателя оксида меди (II) и нагрейте. Как только образуется голубой раствор, соберите его пипеткой и выпарите до образования кристаллов соли. Напишите уравнение реакции.

3. Контрольные вопросы и задания

1. К каким классам неорганических соединений относятся следующие вещества: HF, PbO2, Hg2SO4, Ni(OH)2, FeS, Na23?

2. Составьте формулы: а) кислых калиевых солей фосфорной кислоты; б) основной цинковой соли угольной кислоты Н2СО3.

3. Какие вещества получаются при взаимодействии: а) кислот с солью; б) кислот с основанием;  в) соли с солью;  г) основания с солью? Приведите примеры реакций.

4. С какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать соляная кислота: N2O5, Zn(OH)2, CaO, AgNO3, H3PO4, H2SO4? Составьте уравнения возможных реакций.

5. Укажите, к какому типу оксидов относится оксид меди, и докажите это с помощью химических реакций.

6. Закончите уравнения реакций:

Mg(OH)2 + H2SO4 =

NaOH + Н3РО4 =

Са(ОН)2 + Н2СО3 =

В этих реакциях возможна замена основного гидроксида на соответствующий оксид. Проведите эти замены и составьте уравнения реакций.

7. Назовите три способа получения солей. Ответ подтвердите уравнениями реакций.

8. Какие из перечисленных ниже веществ могут реагировать между собой: NaOH, H3PO4, Аl(ОН)3, SО3, H2О, СаО? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

Литература

1.  Глинка Н.Л. Общая химия. - Л.: Химия, 1984. С. 39 - 44.

2.  Коровин Н.В. Общая химия. – М.: Высш. шк., 2000. С. 10 -13, 341-343.

Лабораторная работа № 2

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Цель работы: изучить различные окислительно-восстановительные реакции, сильные окислители и восстановители, влияние среды на протекание окислительно-восстановительных реакций, проявление окислительно-восстано­вительных свойств элементов в зависимости от их степени окисления.

1. Теоретические сведения

Все химические реакции можно разделить на два типа: обменные и окислительно-восстановительные.

Обменными реакциями называются реакции, протекание которых не сопровождается изменением степеней окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ. Примером такой реакции является реакция нейтрализации.