При описании опытов ставится цель привить студентам навык самостоятельного обобщения результатов эксперимента. Для этого в описаниях опытов приведены вопросы и даны указания, на что следует обратить внимание.
В конце каждой работы имеются контрольные вопросы и задачи, а также список рекомендуемой литературы.
При работе в химической лаборатории студент должен приобрести экспериментальные навыки, необходимые как для будущего исследователя, так и для инженера-производственника, и научиться делать анализ проведенной работы. Каждая лабораторная работа связана с определенным теоретическим материалом из курса общей химии. Одно из основных условий достижения поставленной в работе цели - предварительное знакомство с теорией и описанием лабораторной работы, а затем самое активное участие в ее проведении. Без такого участия время занятия в лаборатории - потерянное время.
Самостоятельно полученные результаты опыта способствуют более прочному закреплению знаний в процессе последующего изучения химии.
После получения экспериментальных результатов на лабораторном занятии каждому студенту необходимо оформить отчет (приложения 1, 2). В отчете должны быть приведены уравнения изучаемых химических реакций, результаты опытов в виде таблиц, графиков и схем. Основное внимание следует уделить формулированию выводов.
Настойчиво советуем каждому студенту мобилизовать себя на активное участие в работе и на получение от нее максимального результата.
Приучите себя работать аккуратно, внимательно, без спешки.
Содержите свое рабочее место в чистоте. Если пролиты реактивы или вода, быстро вытрите стол, но будьте осторожны, чтобы не повредить руки и одежду. Разбитое стекло, куски бумаги, испорченные сухие реактивы и прочее не оставляйте на столах, а выбрасывайте в специальную мусорницу, ни в коем случае не в водопроводную раковину.
Не загрязняйте реактивы. Каждая склянка с реактивом должна иметь собственную пипетку или шпатель, при взятии реактивов нельзя пользоваться пипетками или шпателями из других склянок. Не ссыпайте и не сливайте обратно взятые в избытке реактивы, они могут испортить весь реактив в склянке.
Берите реактивы в количествах, указанных в руководстве.
Горячие предметы ставьте только на асбестированную сетку. Поставленные на стол, они портят его поверхность.
Не загромождайте стол ненужными в данный момент предметами, книгами. Личные вещи убирайте в ящик лабораторного стола.
Реактивы и приборы общего пользования не уносите на свои столы - они должны находиться всегда на отведенном для них месте.
Все наблюдения записывайте в лабораторный журнал непосредственно после каждого опыта. Не делайте записи в черновиках и на отдельных листочках.
По окончании работы приведите в порядок рабочее место.
1. Аккуратно обращайтесь с концентрированными кислотами и щелочами, остерегайтесь пролить их на руки, на одежду, на стол. Если кислота или щелочь попали на кожу или одежду, быстро смойте их большим количеством воды и обратитесь за помощью к преподавателю.
2. С ядовитыми и сильно пахнущими веществами работайте в вытяжном шкафу.
3. Не берите пробирки с реактивами за пробку или пипетку, а только за горловину пробирки.
4. Перед тем, как зажечь спиртовку, проверьте исправность фитиля. Зажигайте спиртовку только спичкой, гасите, накрывая колпачком.
5. При нагревании жидкостей в пробирках держите их отверстием в сторону от себя и от товарищей, горячие предметы берите специальными щипцами.
6. Не сливайте растворы, содержащие ядовитые соединения, в раковину. Сливайте их в специальную посуду.
7. После работы в лаборатории обязательно вымойте руки.
Лабораторная работа № 1
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Цель работы: повторить классификацию и номенклатуру неорганических соединений и экспериментально изучить основные химические реакции с их участием.
1. Теоретические сведения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.