К разбавленному раствору уксусной кислоты CH3COOH (4-6 капель), окрашенному каплей метилового оранжевого в розовый цвет, прибавьте 3-4 микрошпателя ацетата натрия CH3COONa. Что происходит с окраской метилового оранжевого? Почему? На изменение концентрации каких ионов указывает изменение окраски метилового оранжевого (приложение 4)? Напишите уравнение диссоциации кислоты при добавлении к ней ацетата натрия. Как изменяется при этом степень диссоциации СН3СООН и концентрация ионов Н+?
универсального индикатора
Приготовьте в трех пробирках растворы солей, указанных в табл. 5.1. Для этого в каждую пробирку налейте до 1/4 объема дистиллированной воды и добавьте по одному микрошпателю кристаллов солей.
Поместите на индикаторную бумагу по 2 капли каждого раствора. Сравните окраску еще сырого пятна, полученного на бумажке, с цветовой шкалой. На последней указано, при каких значениях рН индикаторная бумажка окрашивается в тот или иной цвет. Сделайте вывод о величине рН данного раствора и укажите реакцию среды.
Испытайте реакцию среды в каждой пробирке с помощью лакмуса и фенолфталеина. Результаты опыта занесите в табл. 5.1.
Напишите ионные и молекулярные уравнения реакции гидролиза указанных солей без учета ступенчатого гидролиза.
Таблица 5.1
№ п/п |
Формула соли |
Окраска лакмуса |
Окраска фенол-фталеина |
pH раствора по универсальной индикаторной бумажке |
Реакция среды: кислая, щелочная, нейтральная |
1 |
NaCl |
||||
2 |
Al2(SO4)3 |
||||
3 |
Na2CO3 |
Налейте в пробирку до половины ее объема дистиллированной воды и растворите в ней два микрошпателя ацетата натрия. Напишите ионное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли. С помощью универсальной индикаторной бумажки определите рН среды. Добавьте в пробирку 2-3 капли фенолфталеина, при этом жидкость остается бесцветной, так как концентрация ионов гидроксида недостаточна для того, чтобы вызвать изменения окраски фенолфталеина. Осторожно нагрейте пробирку на спиртовке, не доводя содержимое до кипения. Что произошло? Объясните наблюдаемое явление. Какой вывод можно сделать? В каком направлении смещается направление гидролиза? Укажите причины влияния температуры на степень гидролиза?
На основании данного опыта сделайте вывод о том, при каком температурном режиме необходимо хранить растворы солей, подверженных гидролизу.
3. Контрольные вопросы
1. Что называется раствором? Перечислите виды растворов.
2. Что называется электролитом? Какие виды электролитов Вы знаете?
3. Что называется степенью электролитической диссоциации? От чего она зависит?
4. Как определяется константа диссоциации и от чего она зависит?
5. Что такое рН среды? Как ее можно определить экспериментально?
6. Что называется гидролизом соли? От чего зависит степень гидролиза? Что необходимо делать для понижения степени гидролиза солей?
7. Кислая или щелочная среда наблюдается при растворении в воде следующих солей: Аl(NО3)3; К2СО3; ZnSO4; Li2S? Ответ подтвердите соответствующими уравнениями: молекулярными и ионно-молекулярными.
8. При сливании растворов СrСl3 и Nа2СО3 образуется осадок. Объясните причину и напишите соответствующие уравнения в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
1. Коровин Н.В. Общая химия. – М.: Высш. шк., 2000. - С. 204-250.
2. Фролов В.В. Химия. – М.: Высш. шк., 1979. – С. 176-216.
Цель работы: экспериментально ознакомиться с принципом построения ряда активности металлов, с работой гальванического элемента и с процессом электролиза.
1. Теоретические сведения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.