Химия: Методические указания к лабораторным работам, страница 19

СuСl2 + 2Н2O D СuОНCl + НСl,

а в ионно-молекулярной форме:

Сu2+ + 2Сl- + 2Н2O D CuOH+ + H+ + 2Сl-.

Сокращенное ионно-молекулярное уравнение гидролиза имеет вид:

Сu2+ + 2Н2O D  СuОН+ + H+.

В растворе возникает избыток ионов водорода H+, поэтому раствор CuCl2 - соли сильной кислоты и слабого основания, имеет кислую реакцию (рН < 7).

Рассмотрим гидролиз соли, образованной сильным основанием и слабой многоосновной кислотой, например, Na2S. В обычных условиях реализуется только первая ступень гидролиза таких солей по катиону. Суммарные молекулярное уравнение этого процесса имеет вид:

Na2S + 2H2O D NaHS + NaOH,

или в ионно-молекулярной форме:

2Na+ + S2- + Н2О D 2Na+ + HS- + ОН-.

Сокращенное ионно-молекулярное уравнение имеет вид:

S2- + H2O  D  HS- + OH-.

В растворе Na2S появляется избыток ионов OH-. Обобщая, можно заключить, что в результате гидролиза, раствор соли сильного основания и слабой кислоты имеет щелочную реакцию (рН > 7).

Рассмотрим гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой, например, (NH4)2S. Гидролиз таких солей часто протекает необратимо, т.е. сопровождается полным разложением соли.

Суммарное молекулярное уравнение гидролиза сульфида аммония (NH4)2S:

(NH4)2S + 2H2O D 2NH4OH + H2S,

2NH4OH ® 2NH3 + 2H2O.

Ионно-молекулярное уравнение гидролиза:

2(NH4)+ + S2- + 2Н2O D 2NH4OH + H2S,

2NH4OH ® 2NH3 + 2H2O.

Реакция растворов солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием, зависит от соотношения констант диссоциации кислоты и основания, образующих соль.

При составлении ионно-молекулярных уравнений гидролиза растворов солей необходимо помнить: формулы веществ, выпадающих в осадок, газообразных, малодиссоциирующих, записывают в молекулярном, а не в ионном виде.

Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются, т.е. раствор такой соли имеет нейтральную реакцию, рН = 7. Пример: растворение K2SO4:

K2SO4 + 2Н2О D 2KOH + H2SO4

+ + SO42- + 2Н2О D 2К+ + 2OН- + 2Н+ + SO42-

2О D 2ОН- + 2Н+

Ионы К+ и SO42- остаются в растворе в виде гидратированных ионов. слабых электролитов, веществ, выпадающих в осадок, и газообразных соединений в этом процессе не образуется.

2. Экспериментальная часть

Опыт № 1. Исследование электропроводимости растворов                   электролитов

В сухой стаканчик внесите немного хлорида натрия - NaCl. Опустите в соль электроды для проверки электропроводности. Не прикасаясь к электродам, включите прибор в сеть. Проводит ли сухая соль электрический ток? Отключите прибор от сети. В другой стаканчик налейте 20-30 мл дистиллированной воды. Поместите в воду электроды прибора. Уберите руки и включите прибор в сеть. Проводит ли дистиллированная вода электрический ток? Внесите в стаканчик 5-6 микрошпателей соли NaCl. Что наблюдается? Запишите результаты опыта и объясните, почему сухая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, а раствор соли – проводит?

В четыре стаканчика емкостью 50 мл налейте по 10 мл следующих веществ: в первый – 0,1н. раствор соляной кислоты; во второй – 0,1н. раствор гидроксида  натрия; в третий - концентрированной уксусной кислоты; в четвертый - концентрированный раствор гидроксида аммония. Определите электропроводность каждого из этих растворов, погружая в них электроды. После каждого испытания промывайте электроды в стаканчике с дистиллированной водой!

По степени накала лампочки сделайте вывод о силе исследованных кислот и основания.

Слейте вместе содержимое стаканчиков с уксусной кислотой и гидроксидом аммония и определите электропроводность этой смеси. Почему степень накала лампочки в этом случае отличается от ее накала при определении электропроводности уксусной кислоты и гидроксида аммония, взятых отдельно? Опишите наблюдаемые явления и сделайте выводы об их причинах.

Опыт № 2. Понижение степени диссоциации слабого электролита