Еще один миф состоял в том, что банком, даже крупным, можно управлять, не учитывая закономерностей ведения банковского дела, без должного анализа меняющейся ситуации на рынке. Многие банки пострадали именно из-за того, что они не руководствовались элементарными правилами, прописанными в каждом учебнике по банковскому делу.
Первое правило: не нарушать предельные размеры риска на одного заемщика. Ссылка на то, что Банк России не рассматривал государство в качестве заемщика, на которого распространяется это правило, неубедительна. Всем правилам присуща одна закономерность:
они действуют независимо от ранга заемщика и от того, учтены они в нормативных указаниях центрального банка или нет.
Второе правило: не давать кредит тому заемщику, который обещает уплатить сверхвысокие проценты. Совершенно ясно, что не вернется и сам кредит. Нужно было заранее продумать: откуда государство возьмет средства для выплаты огромных процентов по своим ценным бумагам при расстроенной экономике и минимальных налоговых поступлениях? Видимо, надеялись на бесконечную "жизнь взаймы" (см. первый миф).
По данным Банка России на 1 сентября 1998 г., у 113 банков доля ГКО-ОФЗ в работающих активах составляла от 20 до 40%, а у 57 - свыше 40%. Одно из двух: или в этих банках нет хороших аналитиков и прогнозистов, или руководство не использовало их выводы.
В целом, ряд банков пострадал именно от недостатков в управлении. Либо первый руководитель передоверял дела заместителям, либо, наоборот, не прислушивался к их мнению и был слишком авторитарен.
По результатам деятельности некоторых банков складывается впечатление, что в них не была создана система управления, адекватная постоянно растущему объему выполняемых операций и количеству филиалов. Напротив, другие банки очень осторожно наращивали объемы работ, филиальную сеть, ставя для себя определенные ограничители. Такие банки почти не пострадали во время кризиса.
Один из мифов, который назывался ОПЕРУ-2, породил в обществе Банк России. Было провозглашено, что под особо тщательным надзором этого подразделения крупнейшие банки станут совсем "прозрачными", а Банк России будет применять предупредительные меры на ранней стадии возникновения проблем у этих банков.
Но создание еще одного подразделения -это полдела. Важно укомплектовать его квалифицированными кадрами, особенно на руководящем уровне. Поскольку этого сделано не было, мыльный пузырь быстро лопнул, и пострадали именно те банки, которые находились под особым надзором.
Следует сказать еще об одном мифе, долгое время старательно поддерживаемом Банком России. Речь идет о высоком нормативе отчислений банков в фонд обязательных резервов. Являясь одним из методов денежно-кредитного регулирования, этот норматив используется во многих странах для влияния на деловую активность.
В России, как известно, такая активность находится на крайне низком уровне, ее нужно стимулировать всеми способами, в том числе и путем снижения отчислений в фонд обязательных резервов. При этом необходимо ограничить использование коммерческими банками высвободившихся средств.
Ассоциация российских банков неоднократно ставила вопрос о снижении вдвое отчислений в фонд обязательных резервов. И такое решение было принято Банком России с 1 декабря 1998 года.
Кризис, к сожалению, развеял не все мифы. У некоторых из них экономисты по-прежнему в плену. Самый главный из мифов состоит в том. что можно обходиться без денег, хотя даже адепты научного коммунизма в конце концов признали, что деньги все-таки нужны. Тем более странным выглядит умаление роли денег в рыночной экономике.
В той экономике, которая создана в России, деньги в преобладающей мере выполняют не общеизвестные функции, а роль средства учета, за что, кстати, критиковали социалистическую экономику. В деньгах учитываются неплатежи. цены товаров, передаваемых по бартеру. и т. п.
Поскольку товары не продаются за деньги, не известна их истинная рыночная цена, а значит, себестоимость продукции, прибыльность производства, налогооблагасмая база и т. п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.