Расходы консолидированного бюджета в реальном выражении, при исключении влияния роста цен (по данным Института экономики переходного периода) в 1995 г. составляли 37% от расходов 1991 г., или сократились в 2,7 раза больше, чем уменьшился объем ВВП. Вызвано это снижением реальной базы платежей в бюджет из-за сокращения объемов производства товаров и услуг, а также увеличением в связи с либерализацией экономики доли доходов, остающихся в распоряжении предприятий, организаций и населения, прежде всего в частном и смешанном секторах, теневой экономике. Результаты бюджетной политики видны из приведенной в табл. 2 динамики отношения дефицита федерального бюджета к ВВП.
Либерализация экономики при кризисном ее состоянии сопровождалась возрастанием размеров бюджетного дефицита, особенно в 1994 г., когда он по отношению к ВВП удвоился. Объясняется это прекращением финансирования дефицита за счет денежной эмиссии ЦБ РФ, о чем говорилось выше, выяснившейся затем невозможностью его покрытия преимущественно внешними заимствованиями и неразвитостью рынка ценных бумаг, широкий выпуск которых государством начался со следующего года. За счет внешних займов в 1994-1995 гг., как следует из утвержденных государственных бюджетов, намечалось покрыть не менее четырех пятых бюджетного дефицита; фактически же из этого источника получено около половины необходимых средств, остальное изыскивалось главным образом посредством возрастающего выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ).
В результате этого в 1995 г. бюджетный дефицит по отношению к ВВП снизился втрое, в 1996 г. вновь увеличился и до конца III квартала превышал рамки, утвержденные законом о государственном бюджете на этот год (4,2% против 3,85%)). За десять месяцев прошлого года дефицит федерального бюджета был доведен до 3,5% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в январе-октябре находился на более высоком уровне — 4,4% ВВП, что объяснялось повышением в его составе удельного веса бюджетов субъектов Федерации (территорий).
Переход к финансированию бюджетного дефицита путем займов и обусловленного ими увеличения государственного долга нередко называют не инфляционным способом мобилизации необходимых государству денежных средств, так как он не ведет прямо к повышению уровня цен. Такие оценки верны, по нашему мнению, лишь в той мере, в какой сокращение эмиссии компенсируется увеличением внешних и внутренних заимствований. Использование кредитных источников финансирования дефицита государственного бюджета не закрывает в принципе каналы инфляции, а лишь сдвигает их по времени в будущее, поскольку взятые кредиты необходимо возвращать, выплачивая высокие проценты.
(В настоящее время механизм обслуживания государственного долга строится по схеме обычной финансовой пирамиды, когда текущие платежи обеспечиваются еще большими размерами займов. Уже сама по себе данная схема содержит накапливающийся с распределением по времени инфляционный потенциал, динамику которого можно отследить по сумме и доле расходов государственного бюджета на обслуживание сделанных займов (погашение государственного долга). Не инфляционными эти займы могут стать лишь тогда, когда возврат кредитов и выплата процентов будут полностью базироваться на увеличении размеров созданного чистого дохода или при снижении в его составе удельного веса средств на повышение денежных доходов населения. Второй вариант маловероятен даже в длительной перспективе, не говоря уже об обозримом периоде возможной стабилизации экономики^
Нужно отметить, что поддержанию бюджетного дефицита на сравнительно низком уровне в первые годы реформ, как и его росту в последнее время, способствовала общая конъюнктура — в первом случае высокая инфляция, а во втором — низкая. В течение ряда лет бюджет разрабатывался и утверждался исходя из заниженного ее прогноза. При исполнении бюджета платежи в него поступали по многим статьям в больших размерах, так как исчислялись к возросшей вследствие инфляции базе. Одновременно инфляция уменьшала реальное содержание бюджетного финансирования, что со своей стороны урезало образовавшийся дефицит. При снижении ее уровня возможности использования превышения фактического темпа инфляции над прогнозируемым для уменьшения бюджетного дефицита сокращались, и теперь, когда она составляет менее одного процента в месяц, практически исчерпаны. Это обстоятельство является одной из существенных причин увеличения при низком уровне инфляции размеров задолженности и неплатежей во всех их формах, в том числе и в расчетах предприятий и организаций с государственным бюджетом, i
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.