При п=/ (отсутствие задержек) х(1) = 0 ,т.е. потерь нет. Расчеты показывают, что при очень больших периодах задержки выплат зарплаты, их влияние также несущественно (инфляция все «съедает»). Следовательно, должно существовать критическое значение (и), при котором среднемесячное уменьшение зарплат (пенсий) из-за задержки их выплат должно достигать максимума. Можно показать, что п^„ находится из трансцендентного уравнения:
При ежемесячной инфляции 2% в месяц (h=0,02) это соотношение имеет вид:
(1,02)" " l+0,0198-n+0,0004n1
и его решением является ",,..°°452, т.е. весьма отдаленное будущее. При этом максимально возможные потери среднемесячной зарплаты при двухпроцентной месячной инфляции могут составить »10 % от номинальной суммы. При h=0,2 (20 % месячная инфляция), максимально возможные потери среднемесячной зарплаты составляют =26% от номинала.
Таким образом, пользуясь довольно простым математическим аппаратом, легко контролировать все изменение в денежных выплатах, связанные с инфляцией и задержкой платежей. Эти изменения могут быть учтены при официальной индексации денежных выплат, определяющих доходы семей, прожиточный минимум и уровень жизни населения в целом.
В частности, приведенные расчеты показывают, что реальная величина пенсий, зарплаты, пособий, выплачиваемых с задержкой, при наличии инфляции меньше, чем при регулярных выплатах. Если предположить, что в среднем по России в 1997 г. задержки выплат составляли, например, три месяца, а среднемесячная инфляция была на уровне 1,5%, то величина фактических выплат за год окажется примерно на 2,2% меньше, чем если бы они проводились регулярно.
В системе национальных счетов национальный доход государства разделяется на ряд компонентов в зависимости от способа его получения. При этом оплата труда составляет примерно 60 % совокупного дохода. Это означает, что с учетом сказанного выше фактическая величина национального дохода России в 1997 г. (с точностью до введенных предположений) оказывается меньше на 1,3%. Поскольку сообщения о росте национального дохода в РФ в 1997 г. на уровне 1,5% в год основываются на данных, где фактически не учитываются поправки, связанные с задержками денежных выплат, то декларируемый рост ВВП также включает «систематическую» ошибку, причины которой кроятся в сложившейся платежной системе. Данные приведенных расчетов основаны на предположениях о числовых значениях параметров модели, которые являются по существу выборочными. Поэтому выводы носят, в первую очередь, качественный характер. Однако используемая модель вполне адекватна существующим экономическим процессам. Ее необходимо использовать при анализе затронутых проблем.
7. Антиинфляционная политика после кризиса 98-го года, причины, необходимые меры по стабилизации.
В августе 1995 г. зашаталась и рухнула денежно-кредитная пирамида межбанковского кредита. Темпы инфляции несколько замедлились, но в это время началось строительство финансовой пирамиды, в основе которой был выпуск государственных ценных бумаг, прежде всего ГКО-ОФЗ, для покрытия дефицита государственного бюджета. Это дополнило предыдущие виды инфляции инфляцией государственного спроса. Механизм государственной финансовой пирамиды напоминал механизм известной пирамиды Мавроди. Парадокс заключался в том, что, хотя эта пирамида призвана была покрыть дефицит государственного бюджета, но на практике она возводила его на более высокий уровень. К строительству этой пирамиды, как и предыдущей, подключился отечественный и иностранный капитал (его доля в приобретении ГКО-ОФЗ приближалась к 27%), извлекший из очень высоких процентов огромную прибыль. Строительство финансовой пирамиды продолжалось три года. Разрушение ее началось в 1998 г., когда ежемесячно нужно было погашать прежнюю задолженность в размерах, превышавших суммы новых эмиссий государственных ценных бумаг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.