Представляется, что дискуссия должна носить совершенно другой, профессиональный, характер. Только в таком споре может родиться истина. В стране очень много научных институтов, занимающихся экономическими проблемами. Эти институты вместо схоластических споров могут и должны провести необходимые расчеты, чтобы определить количество денег, требующихся для экономики, и сравнить полученный результат с имеющейся денежной массой. Затем можно будет сопоставить эти данные с результатами, полученными сторонниками и противниками эмиссии.
Предметом спора между исследователями может стать методология счета. В частности, вопрос о том, в какой мере к реальной действительности применим закон денежного обращения. Например, если учесть все неплатежи, то единовременно в оборот потребуется выпустить огромную сумму денег. Надо знать, какую именно с учетом действия мультипликатора.
Третий миф состоял в том, что в стране со слабой экономикой удастся создать сильную банковскую систему, которую к тому же можно по существу освободить от поддержки реального сектора, от содействия развитию производства и привлекать к строительству финансовых пирамид.
На протяжении ряда лет банки сохраняли действительную (или фиктивную) стабильность. Кризис обнажил истинное положение вещей. Весьма симптоматично, что сохранили устойчивость те банки, у которых доля вложений в производство была относительно выше и соответственно меньше - в спекулятивные операции. В основном это региональные банки, которые оказались (осознанно или интуитивно) более прозорливыми.
Теперь у банков просто нет других способов, кроме кредитования производства, зарабатывать деньги, чтобы обеспечить свое будущее. Судьба страны решается не на фондовом и не на валютном рынках, а на рынке средств производства и предметов потребления. Создается впечатление, что понимание этой прописной истины еще далеко не достигнуто.
Следующий миф: крупные банки более устойчивы, чем мелкие. Особенно последовательно его поддерживал Банк России, лишая лицензий мелкие банки и не замечая серьезнейшие проблемы крупных банков. Отрезвление наступило, когда многие крупные банки рухнули. Достаточно вспомнить, с какой настойчивостью Банк России вводил минимальный размер собственного капитала для банков. Теперь впору вводить его максимальный размер.
Благодаря усилиям Ассоциации российских банков Банк России сначала снизил минимальный размер капитала, а затем несколько раз переносил сроки его введения. Но перенос (а не отмена) такого требования означает одно: Банк России по-прежнему считает, что крупные банки устойчивее мелких, хотя жизнь свидетельствует об обратном. Неясно, почему должен лишиться лицензии небольшой банк, имеющий свой круг надежных акционеров и клиентов, выполняющих все нормативы Банка России, не допускающих перебоев в расчетах, работающих прибыльно? Тем более это относится к банкам, которые находятся в отдаленных районах, где нет других банковских учреждений.
В связи с этим нужно отметить следующее обстоятельство. В регионах по-разному относились к открытию филиалов крупных московских банков. Руководители некоторых субъектов федерации видели в них пользу. Деятельность этих филиалов приносила деньги для кредитования местных бюджетов, региональных программ, крупных предприятий.
Другие опасались, что открытие филиалов крупных банков приведет к сокращению или почти полному уничтожению региональной банковской системы.
Когда начался кризис и деньги потекли обратно в Москву вместе с деньгами, привлеченными на месте, стало очевидным, что в выигрыше оказались регионы, сохранившие собственную банковскую сеть.
В то же время в ряде районов в результате закрытия филиалов крупных банков (в том числе и Сберегательного банка), ускоренной ликвидации мелких доморощенных банков банковское обслуживание клиентуры значительно ухудшилось.
Сейчас, как это ни странно звучит, возрождается монополия на банковское дело, правда, в отдельно взятых регионах, где существует по одному учреждению банка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.