Данные о задолженности и неплатежах стали обобщаться статистикой в оперативном режиме (с месячной периодичностью) с 1994 г., когда эта проблема особенно обострилась. Ситуация в этой области отражена в табл.4 показателями отношения среднегодовых размеров просроченной задолженности к ВВП.
Таблица 4 Увеличение просроченной задолженности (в % к ВВП)
1996 г. |
|||
1994 г. |
1995 Г. |
(январь-октябрь) |
|
Кредиторской |
9.8 |
23,3 |
26,7 |
в том числе по платежам в бюджет |
1,7 |
2,3 |
5,9 |
Дебиторской |
9,3 |
7,8 |
17,4 |
по выплате заработной платы предприятиями |
0,6 |
1,5 |
1.8 |
В 1995 г. отношение просроченной кредиторской задолженности и задолженности по заработной плате к ВВП увеличилось почти в 2,5 раза, что в сочетании со сжатием денежной массы еще более усложнило условия хозяйственной деятельности предприятий. Процесс роста задолженности не приостановлен, несмотря на предпринимавшиеся меры, и в 1996 г.
С учетом этого нельзя согласиться с получившими распространение в материалах экономических ведомств и публикациях утверждениями, что в последние два года достигнута финансовая стабилизация экономики. Точнее было бы говорить о некоторых ее признаках в форме снижения уровня инфляции и удержании в относительно допустимых и контролируемых границах дефицита государственного бюджета. Формула стабилизации неприменима, однако, к финансовому положению реальной экономики — большей части предприятий, финансовое состояние которых предопределяет в конечном счете устойчивость всей финансовой системы страны. Слабость базы финансовой стабилизации подтверждается не только отмеченным выше ростом задолженности, но и такими процессами, как увеличение доли убыточных предприятий, снижение рентабельности, сокращение в январе-октябре 1996 г. прибыли, полученной в промышленности (по отношению к тому же периоду прошлого года) на 49%, строительстве — на 16% и на транспорте — на 48% (в фактических ценах).
5. Кредитная политика.
Кредитная политика. Показатели табл.2 подтверждают ужесточение и этого рычага регулирования инфляции, хотя на старте реформ он применялся в относительно меньшей степени. Так, при либерализации экономики в 1992 г. для уменьшения размеров возросших в связи с повышением цен долгов предприятий осуществлялся их взаимный зачет, для чего, как и в дореформенный период, привлекались кредиты ЦБ РФ. В последующие годы подобная практика не использовалась. Кредит становился более дорогим и, по существу, стал недоступным для многих предприятий и организаций, тем более, что ресурсы сконцентрировались в преобладающей массе в коммерческих банках, предоставлявших средства исходя из рыночных условий, учитывающих, в частности, инфляционные ожидания и высокую стоимость кредита.
Учетная ставка ЦБ РФ по централизованным кредитам (ставка рефинансирования) увеличилась с 20% годовых в 1991 г. до 80% в 1992 г. В 1993 г. она составляла 210%, в 1994 г. — 180% и в 1995 г. — 160%. Еще выше была она по коммерческим кредитам. Некоторый перелом ситуации обозначился лишь в 1996 г., когда учетная ставка уменьшилась к ноябрю до 48% годовых.
К тому же имевшиеся у банков и населения средства направлялись не на кредитование реальной экономики, а преимущественно на валютные операции и с формированием фондового рынка государственных ценных бумаг — на их приобретение, что давало более высокий и гарантированный доход. Несмотря на снижение уровня инфляции, процент за кредит оставался высоким, его ставка уменьшалась гораздо медленнее, чем динамика цен. Все это обусловило меньшую привлекательность инвестиционного рынка по сравнению с фондовым рынком государственных ценных бумаг и привело к дальнейшему углублению инвестиционного спада. Состояние кредитной и инвестиционной сфер характеризуется также тем, что в составе кредитных вложений увеличилась доля краткосрочных кредитов и сократился удельный вес долгосрочных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.