Разбухание фиктивного капитала стало возможным благодаря привлечению в эту сферу ссудного капитала, кредитной системы и прежде всего Банка России, Сбербанка, а также ряда ведущих коммерческих банков. Возникла кредитная пирамида, построенная в сфере деятельности фиктивного капитала. В 1998 г. рухнула пирамида государственных ценных бумаг и оказалась на грани крушения кредитная пирамида в банковской системе. К началу 1999 г. можно прогнозировать разорение и банкротство нескольких сотен мелких и средних банков. Опора делается на создание расчетно-платежного пула крупнейших банков, поддерживаемых Банком России и иностранным капиталом, который, однако, почувствовав большой риск в связи с предыдущими событиями, боится потерять еще больше при крушении кредитной пирамиды.
Введение 17 августа 1998 г. моратория на 90 дней на возврат кредитов, выданных ранее иностранным капиталом российским банкам, а также неизвестная судьба государственных облигаций напугали нерезидентов, которые приостановили свою деятельность на всех денежных, кредитных и финансовых рынках России.
Еще один парадокс современного инфляционного процесса заключается в том, что указанные пирамиды, строившиеся в отрыве от реального сектора, подрывали денежное обращение, однако темпы инфляции при этом в 1996 - 1997 гг., согласно данным официальной статистики, снизились, и инфляция приняла умеренный и подавленный характер. В значительной мере это можно объяснить методами расчета официального индекса цен. Центрцен показал, что в 1997 г. инфляция в действительности была не 11%, а более 40%. Поэтому и в 1998 г. не удастся удержать ее в рамках 30%, не говоря уже о ранее объявленных темпах в 5 - 8%. Все эти пирамиды, подорвавшие экономику и усилившие обесценение рубля, т. е. приведшие к стагфляции, -результат неверного курса государственной .-политики.
' Нельзя не отметить особенности денежного'обращения в России в период стагфляции. Во-первых, оказалась резко суженной сфера как наличного, так и безналичного денежного обращения. За всю историю зарубежной экономики нельзя найти примера подобного отечественному, когда/деньги обслуживают только 30% всех платежей, а 70% приходится на альтернативные формы расчетов, причем 40% - на бартерный и денежный взаимозачет и 30% - на квази- или суррогаты денег, которые представлены векселями, чеками и различными видами государственных бумаг (КО, КНО, ГКО, ОФЗ и т. п.). Во-вторых, самом денежном обращении более 1/3 составляет наличное обращение и около 2/3 -безналичное. И первое, и второе свидетельствуют о том, что страна еще очень далека от цивилизованных форм расчетов, характерных для большинства промышленно развитых стран. В-третьих,' в условиях недостатка "живых" денег в обращении парадок-сально выглядит государственная политика сдерживания эмиссии денежной массы.'
Исходя из сказанного, в сфере денежно-кредитной политики следует предпринять следующие неотложные меры:
укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить использование альтернативных форм расчетов;
сократить долю налично-денежного обращения,-но не хирургическим путем, а' на основе совершенствования безналичных форм расчетов и устранения стены между наличным и безналичным оборотом;
ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста и погашения задолженности путем взаимозачета и оплаты сальдо за счет кредита. Кредитная экспансия необходима в настоящее время и для оживления экономики, и для погашения неплатежей.
Нужно принять также меры по повышению ликвидности коммерческих банков, расширить возможности для направления средств в экономику на цели развития производства и инвестиций, к пополнению оборотного капитала предпринимателей. В настоящее время активы коммерческих банков в значительной мере связаны с фиктивным капиталом," государственными бумагами, вложениями в иностранные активы, при этом в подавляющем размере в форме краткосрочных кредитов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.