Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 22

         Температура влияет на работу электрооборудования и на срок службы его изоляции. Температура работающей машины зависит от температуры окружающего воздуха и нагревания проводников от протекающего по ним тока. Для предотвращения повышения температуры сверх допустимого значения применяется вентиляция. Классификационные общества устанавливают нормы для классов изоляции. Наибольшее распространение получили классы E, B, F, определяющие свойства изоляционных материалов и скорость нарастания температуоы в них.

Исполнение электрических машин.

         В зависимости от места эксплуатации генератор или двигатель имеет различные типы исполнения защитныхи корпусов корпусов. Брызгозащитный корпус самый распространенный, благодаря  ему обеспечивается защита от прямого поподания брызг и водяных паров. Герметичный корпус предназначен для герметизации машин при работе под водой в течении 1 часа. Корпуса других типов, также как водонироницаемые и водозащищенные  обеспечивают герметизацию в течении 1 мин. Возможно также применение обсолютно герметичного корпуса, если в его конструкции предусматривается проточная вентиляция из смежных помещенияй.

          Взрывабезопасный корпус способен противостоять взрыву самовоспламеняющегося газа, который может оказаться внутри него. При взрыве в таком корпусе не происходит дальнейшего распространения пламени.

Судовое освещение.

         Для судового освещения применяют лампы накаливания, люминесцентные, а также дуговые ртутные лампы.

         Судовые лампы накаливания отличаются от обычных высокой механической прочностью, что достигается утолщением нити и увеличением количества точек ее крепления, и вдвое большей средней продолжительностью горения. Обычно их применяют для местного и общего освещения помещений, для сигнально отличительных фонарей и для аварийного освещения.

         Люминесцентные лампы, используемые для судового освещения, различают по характеру света и могут быть просто белого и темно белого цвета. Люминесцентные лампы очень чувствительны к температуре окружающего воздуха и устойчиво работают только при температуре около 20°С. Другим недостатком этих ламп является присущее им мерцание, поэтому их не рекомендуется ставить в помещениях с вращающимися конструкциями.

         Мощные дуговые ртутные лампы применяют для освещения открытых палуб или больших помещений. Они работают в широком диапазоне температур окружающего воздуха: от –30 до +60°С.

Лампу с осветительной арматурой называют – светильником.

         Судовые светильники бывают – подволочные (подпалубные), переборочные, подвесные, настольные и переносные.

         Ламповые прожекторы бывают дальнего действия и заливающего света.

Системы аварийного освещения.

         Заключается в обеспечении освещенности на важных участках судна при внезапном обесточивании.

         Сеть аварийного освещения получает питание от АДГ или от аккумуляторных батарей и включается автоматически при внезапном обесточивании сети нормального освещения.

Особенности освещения надстройки, аккумуляторных помещений, душевых.

         Светильники освещения надстроек выполняют в брызго- или водозащищенном исполнении.

         В душевых применяют водозащищенные светильники. В аккумуляторных – взрывозащитные.

Переносное освещение. Напряжение.


         Напряжение переносного освещения 12 В. Длинна провода 15-20 метров. Светильники выполняют в водостойком (при необходимости взрывозащищенном) противоударном исполненнии.

Система сигнально отличительных огней.

         Необходима для визуального определения судна в темное время суток.

         При нормальном ходе судна в море в темное время суток зажигают пять сигнально-отличительных огней, которые называются ходовыми. Это - топовый и передний (белый), отличительные: правый (зеленый) и левый (красный), якорный (белый) и кормовой (белый).

         Кроме них, но ходу могут быть зажжены и другие специальные огни, которые означают: «Опасный груз», «Буксирующее судно», «Тралящее судно» и т.д.

         При прохождении территориальных вод (каналов) некоторых государств на корме зажигают дополнительный зеленый, красный или синий огонь.

Трансформаторы освещения. Распределительные щиты освещения.

         На теплоходе за ГРЩ, находящемся в ЦПУ, расположены 3 трансформатора на 380/220 В. марки VNT-9492, мощностью по 60 КВа.

         Один трансформатор работает на освещение, второй - на камбуз, третий – резервный, может работать как на камбуз, так и на освещение.

         Также функционируют 14 распределительных щитов: 13 рабочих и один резервный. Номинальная мощность каждого щита от 300 до 1440 Вт., номинальный ток – от 1,4 до 6,5 А – в зависимости от качества и рода потребителей. В качестве защиты используют плавкие предохранители марки MKK и SAK.

         Распределительные щиты подключены по фидерной системе, что обеспечивает надежность работы всей системы. При аварии одного или нескольких щитов, остальные продолжают работать в нормальном режиме.

Требования Регистра к основному, аварийному и переносному освещению.

         Согласно правилам регистра номинальное напряжение на выводах потребителей не должно превышать следующих значений:

-  Силовые потребители, цепи управления, нагревательные и отопительные           приборы, установленные стационарно вне кают и помещений для пассажиров: при постоянном токе – 220 В; при переменном токе – 380 В. (для силовых потребителей допустимое применение переменного тока напряжением 440 В. при частоте тока 60 Гц);

-  Отопительные приборы в каютах и помещениях для пассажиров:

-  при постоянном токе: 220 В.

-  при переменном токе 220 В. (допустимое применение переменного тока напряжением 380 В для отопительных приборов при условии использования средств защиты, обеспечивающих невозможность доступа к частям под напряжением без применения специального инструмента; допустимое для потребителей применение переменного тока напряжением до 250 В при частоте 60 Гц);