Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 18

Система мытьевой воды.

         Система мытьевой воды по своему устройству аналогична системе питьевой воды, однако мытьевую воду допускается хранить в корпусных цистернах, предусматривая защиту ее от загрязнения и порчи под действием тепла. Во избежание замерзания в зимнее время цистерны мытьевой воды оборудуют змеевиками подогрева (от хозяйственного паропровода). Мытьевую воду подают только в бани, ванные, душевые, прачечную и камбуз. В умывальники мытьевую воду подводить запрещено (т.к. ее нельзя использовать для питья), она должна быть питьевого качества.

Система бытовой горячей воды.

         Система бытовой горячей воды служит для централизованного снабжения горячей  пресной водой хозяйственно-бытовых потребителей. Воду подогревают в специальном водонагревателе и при температуре 60-70° и направляют с помощью насоса горячей воды по кольцевому трубопроводу к потребителям (ванны, душевые, туалеты) и для мытья палубы, а также для охлаждения различных теплообменных аппаратов. В отличие от остальных эта система не имеет запасных цистерн. В качестве насоса обычно используют пожарный насос либо устанавливают насос забортной воды с пневмоцистерной. Трубопровод забортной воды изготовляют из труб, обладающих высокой коррозийной стойкостью – стальных, оцинкованных, медных, медно-никелевых, полиэтиленовых или же стальных, футерованных полиэтиленом.

4 Сточные системы.

         Сточными системами называют группу судовых систем, состоящую из системы сточных вод, системы хозяйственно-бытовых вод и системы шпигатов открытых палуб. Они предназначены для удаления с судна различных сточных вод (из унитазов, писсуаров, ванн, умывальников, раковин и других санитарных и хозяйственно-бытовых приборов), а также вод, попадающих на открытые палубы. В связи с тем, что по Санитарным правилам и требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973г. сбрасывать за борт сточные воды при нахождении судна в портах, каналах и прибрежной зоне запрещено, на судах предусматривают специальные цистерны, емкости которых достаточны для сбора сточно-фекальных вод в течении трехсуточной стоянки (50 л сточно-фекальных вод на человека в сутки).

         Сточные воды поступают в цистерны самотеком и откачиваются из них насосами, эжекторами или сжатым воздухом в береговые резервуары, грязеотводные шланды или в открытое море.  Для периодической очистки цистерны оборудуют системы оборудуют системой обмыва и пропаривания, а во избежание переполнения – специальной сигнализацией о заполнении цистерны на 80 %. Включаются насосы автоматически, при заполнении цистерны. На современных судах оборудуют отвечающие Конвенции установки для очистки и обеззараживания сточных вод, позволяющие производить сброс обработанных сточных вод  в море. Обработка сточных вод осуществляется биологическим, электрохимическим, физико-химическим и другими методами.

         Трубопроводы сточных систем изготовляют из медных или стальных оцинкованных труб с латунной или бронзовой арматурой. Фановый трубопровод (диаметром не менее 100 мм) не должен иметь горизонтальных участков (угол не менее 0,05 %) и резких изгибов и поворотов. Сточный трубопровод может быть меньшего диаметра, и к его прокладке предъявляют менее жесткие требования. Для упрощения сточной системы гальюны стараются располагать по одной вертикали и группировать в определенных районах. Стойки из гальюнов и других санитарно-гигиенических помещений, как правило, не разрешается проводить через жилые и общественные помещения, камбуз, провизионные камеры, медблок и т.п. В случае крайней необходимости проходящие через  эти помещения трубопроводы сточных систем должны быть тщательно звуко- и теплоизолированы, и их следует размещать в специальных выгородках.

         Отливные отверстия выводят обычно на левый борт на высоте 300 мм над грузовой ватерлинией; приемники всех других систем забортной воды размещают на правом борту. Выходное отверстие отливного трубопровода снабжают невозвратной захлопкой. Чтобы предотвратить проникновение неприятных запахов в гальюны и умывальники, у санитарных приборов устанавливают водяной затвор, обычно сифонного типа.

Система шпингатов.

         Система шпингатов открытых палуб состоит из установленных вдоль бортовой кромки палубы (по ватервейсу) шпигатов, переходящих в вертикальные спускные трубы, идущие в льяла, сточные колодцы или выводимые за борт в районе грузовой ватерлинии. Шпингаты снабжены сеткой для защиты спускных труб от засорения. На трубах, ведущих в льяла и сточные колодцы, устанавливают шпингаты с гидравлическим затвором, предотвращающим проникновение неприятных запахов из трюма и трубопровода сточной системы; в некоторых помещениях предусматривают шпингаты с отстойником и запорным устройством.

4 Системы вентиляции и кондиционирования.

Система вентиляции призвана поддерживать чистый, свежий воздух в жилых, служебных и общественных помещениях, в грузовых трюмах и танках, в провизионных кладовых, удалять скопление газов и коффедрамов, аккумуляторных и т.д. Подаваемый в помещения наружный воздух специальной обработке не подвергается.

         Система вентляции подразделяется на общественную и вентиляцию различных помещений и постов. Различают естественную и искусственную вентиляцию. При естественной вентиляции движение воэдуха вызывается разностью температур или ветром, который, воздействуя на специальные вентиляционные головки – äåôëåêòîïû, втягивает и вытягивает воздух из вентилируемого помещения. На современных судахесественную вентиляцию почти не применяют. В качестве искусственных побудителей движения воздуха используют центробежные и осевые вентиляторы с электро- или    турбоприводом. В помещениях с загрязненным воздухом – в курительных, камбузах, изоляторах, санузлах, аккумуляторных – применяют вытяжную вентиляцию. Для обеспечения устойчивого притока воздуха используют комбинированную систему, т. е. в одном и том же помещении одновременно оборудуют и вдувную и вытяжную вентиляции, которые позволяют удалять загрязненный воздух и предотвращать распространение запахов по судну. Грузовые трюмы иногда оборудуют естественной вентиляцией, при этом вдувные дефлекторы устанавливают у кормовых переборок, а вытяжные – у носовых. Рефрижераторные трюмы снабжают искусственной вентиляцией.