Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы: измерительных, воздушных и переливных труб; системы продувания и обогревания трубопроводов и арматуры, а также системы связи, сигнализации и управления, к которым относится система переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации.
К числу специализированных судовых систем, выполняющих функции, связанные с назначением судна, относятся: специальные системы танкеров – грузовая, газоотводная, зачистная, мойки грузовых танков, орошения грузовых танков; специальные системы спасательных судов – грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов и газовых смесей; специальные системы промысловых судов – рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоподачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения.
Устройство судовых систем и их расположение на судне зависят от назначения системы, количества и расположения обслуживающих его потребителей. Если судовая система обслуживает несколько потребителей, то ее выполняют в виде основного магистрального трубопровода, от которого ответвляются отростки к потребителям.
Магистральный трубопровод обычно прокладывают по линейной или кольцевой схеме. Последняя обеспечивает большую живучесть, чем линейная, так как в случае повреждения в кольцевом трубопроводе система может функционировать по оставшейся разомкнутой части кольца. Однако магистральный трубопровод, проложенный по кольцевой схеме, несколько тяжелее (на 20-30 %), сложнее и дороже.
В зависимости от распределения механизмов, обслуживающих систему, различают автономный, групповой и централизованный принцип устройства судовых систем. При автономном трубопроводы и потребители каждого водонепроницаемого отсека обслуживаются самостоятельными механизмами. При групповом один механизм обслуживает потребителей нескольких водонепроницаемых отсеков. И, наконец, при централизованном принципе все потребители данной системы судна обслуживаются одним механизмом. Некоторые судовые системы, требующие высокой живучести, выполняют по комбинированному принципу: каждый отсек имеет автономную систему, но при выходе из строя насоса этот отсек может обслуживать насос соседнего отсека.
Централизация расположения механизмов упрощает и удешевляет систему, но уменьшает ее живучесть. Именно по этому предпочтение тому или другому принципу устройства данной системы отдается только после тщательного изучения особенностей ее эксплуатации и анализа ее роли в обеспечении безопасности плавания и живучести данного судна, а также требовании экономии массы.
К конструкции и работе судовых систем предъявляют определенные требования.
К общим требованиям относятся: высокая надежность; живучесть, т.е. способность системы выполнять свои функции при частичном повреждении или выходе из строя отдельных участков; коррозийная стойкость, компактность и минимальная масса; хорошая защищенность от механических повреждений во время эксплуатации, например при погрузочно-разгрузочных операциях; достпность для осмотра, окраски и ремонт; хороший внешний вид отвечающий архитектуре помещений, в которых смонтированы системы; высокая степень автоматизации и механизации; экономичность постройки и эксплуатации; обеспечение требований техники безопасности
Все судовые системы, имеющие забортные отверстия, должны иметь конструкцию, исключающую попадание забортной воды внутрь судна. Кроме того, конструкция всех систем должна быть такова, чтобы затопление или пожар в одном отсеке не мог распространятся по трубопроводам в другие поврежденные районы судна. Как правило, не допускается прокладка трубопроводов через топливные цистерны.
Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легкоиспаряющихся жидкостей и т.п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий. На гражданских судах к ним относятся системы: водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислого тушения, объемного химического тушения, инертных газов, порошкового пожаротушения, а также пожарной сигнализации.
Система водяного пожаротушения подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой или линейной схеме.
Системы с линейной магистралью применяют на танкерах, средне тоннажных сухогрузных судах, навалочниках. Системой с кольцевой магистралью оборудуют крупные пассажирские суда, промысловые обрабатывающие базы, рефрижераторы и т.п. суда, имеющие развитые надстройки. На крупных судах валовой вместимостью, 4000 рег.т. и более систему водяного пожаротушения выполняют по комбинированной схеме; в районе грузовых трюмов – по линейной, в районе надстроек – по кольцевой.
В качестве стационарных насосов используют центробежные насосы с напором 65-150 м. вод. ст. Производительность и количество пожарных насосов определяют по Правилам Регистра в зависимости от типа и размера судна; суммарная производительность на всех судах, кроме пассажирских, спасательных и пожарных практически не превышает 250 м3/ч, а количество их – двух (на указанных судах от одного до трех). Минимальная производительность должна быть достаточной для обеспечения одновременной работы двух стволов. Насосы размещают так, чтобы живучесть была системы максимальной. По возможности они должны быть размещены в разных отсеках или в одном отсеке, но у разных бортов. Правила допускают использовать в качестве пожарных балластные, осушительные и другие насосы, если их производительность и напоры не ниже требуемых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.