Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 9

Образ исполнения прокимнов на вечерне. Диакон произносит прокимен полностью, хор поет прокимен полностью; диакон произносит стих, хор поет прокимен полностью; диакон произносит 1-ю половину прокимна, хор поет 2-ю половину прокимна. На вечерне, а также на праздничной или воскресной утрени, может быть исполнен только один прокимен, в отличие от Литургии, где прокимнов может быть два. Интересно отметить, что по Уставу прокимен  на вечерне произносит канонарх, а не диакон (Типикон вообще не предполагает участие диакона в будничной службе). i 1., с.88-89; 2., с.210-213; 4., вып.2, с.136-141; 5., с.57-58; 6., Лекция 5, с.60, Лекция 6, с.82; 8., с.47-48.

«Сподоби, Господи…» (& Ч с.159) поется сразу после прокимна, по будням обычно на 8-й тропарный глас. В составе вечерни с 6 века. Это хвалебная молитва о даровании безгрешного вечера, объединяющая в себе стихи из некоторых псалмов и книги пророка Даниила. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.) i 1., с.89; 4., вып.2, с.156-158; 6., Лекция 6, с.82.

Просительная ектения. После заключительного возгласа и «Аминь» священник преподает «Мир всем», благословляя рукой, хор: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», хор: «Тебе, Господи», священник читает молитву главопреклонения. Это является свидетельством древнего обычая, когда епископ, благословляя, в конце богослужения возлагал руки на преклонивших главы молящихся. i 1., с.89; 2., с.217; 4., вып.2, с.162.

Стихиры на стиховне. Своим названием обязаны тому, что поются со стихами не одного какого-либо псалма, но выбранными из разных псалмов и  по содержанию согласующимися со стихирами.  На будничной вечерне на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами покаянно-молитвенного характера «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…». Эти стихи напечатаны на ряду в Октоихе, а также в Часослове (& с.161). После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха.

Так же как и на «Господи, воззвах…», святому в Минее  на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому H. Во вторник и четверг вечером поется Крестобогородичен из Минеи на ряду. i 1., с.89-90; 2., с.217-218; 6., Лекция 5, с.69.

«Ныне отпущаеши…» поется, по будням чаще всего на 6-й глас (& Ч с.161). Как уже говорилось, это молитва св. праведного Симеона Богоприимца и вполне соответствует окончанию вечернего богослужения и вообще трудового дня. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.) i 1., с.90; 2., с.218-219; 4., вып.2, с.178-179; 6., Лекция 6, с.83.

Трисвятое по Отче наш читает чтец i 4., вып.2, с.180.

Тропари. В конце вечерни поется тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого H. Этот тропарь святому читается на часах и поется на Литургии. В случае, если в Минее на ряду не напечатан тропарь святому, поется общий тропарь по чину святого. i 1., с.90; 2., с.219-220

Сугубая ектения (со слов «Помилуй нас, Боже…») i 2., с.222

Окончание:

свящ.: «Премудрость»  

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

          Поскольку в современной практике к вечерне присоединяется утреня, то после «Утверди, Боже…» священник произносит возглас утрени «Слава Святей…», хор: «Аминь», читается шестопсалмие и т.д.

          Если же вечернее богослужение заканчивается вечерней, то после «Утверди, Боже…»:

свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

хор: «Честнейшую Херувим…»

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит полный отпуст,

хор: «[Аминь] Великого Господина…».

i 1., с.92.

Приложения Минеи.

Минея содержит 4 приложения, в которых собраны Богородичны из Октоиха и других богослужебных книг для удобства пользования. В Минеях со славянским шрифтом эти приложения есть в каждом месяце, а в так называемых «зелёных» Минеях (80-х годов издания с русским шрифтом) - с Апреля по Сентябрь. Все 4 приложения есть также в Ирмологии, а в Часослове 3-е (с. 240-248) и 4-е (с.249-271).

Богородичны 1-го и 2-го приложений Минеи поются на «И ныне…» после стихир, если святому есть Слава.

Богородичны 3-го и 4-го приложений Минеи поются после тропаря на «Слава, и ныне…» или на «И ныне…».

1-е

2-е

3-е

4-е

к стихирам

к тропарям

праздничным

будничным

праздничным

будничным

Содержит по 2 Богородична на каждый глас:

1) Богородичен на «Господи, воззвах»

-Догматик;

2) Богородичен на стиховне.

Используются на воскр.службе и в праздники святых со славословием, полиелеем и бдением.

Названия:

«от первых»,

«от бо́льших»,

«воскресный»

Содержит по 1 Богородичну на каждый глас и день, кроме вторн., четв. вечер и среда, пяток утро.

По объему короче праздничных.

Используются по будням, если служба святому без знака или «на 6» – поются на «И ныне…», если святому Минеи есть Слава

Названия:

«от ме́ньших»

Содержит по 1 Богородичну на каждый глас.

Используются на воскр. службе и в праздники святых со славословием и выше.

Названия:

«от первых», «от бо́льших»,

«воскресный»

По 2 Богородична на каждый глас и день:

1) в конце вечерни и на «Бог Господь»;

2) в конце утрени.

По объему короче праздничных.

Используются по будням, если служба святому без знака или «на 6» – поются на «Слава, и ныне» после тропаря святому.

Названия:

«от ме́ньших»

Отличительной чер-той являются часто повторяющиеся слова «Бог Господь»