Образ исполнения прокимнов на вечерне. Диакон произносит прокимен полностью, хор поет прокимен полностью; диакон произносит стих, хор поет прокимен полностью; диакон произносит 1-ю половину прокимна, хор поет 2-ю половину прокимна. На вечерне, а также на праздничной или воскресной утрени, может быть исполнен только один прокимен, в отличие от Литургии, где прокимнов может быть два. Интересно отметить, что по Уставу прокимен на вечерне произносит канонарх, а не диакон (Типикон вообще не предполагает участие диакона в будничной службе). i 1., с.88-89; 2., с.210-213; 4., вып.2, с.136-141; 5., с.57-58; 6., Лекция 5, с.60, Лекция 6, с.82; 8., с.47-48.
«Сподоби, Господи…» (& Ч с.159) поется сразу после прокимна, по будням обычно на 8-й тропарный глас. В составе вечерни с 6 века. Это хвалебная молитва о даровании безгрешного вечера, объединяющая в себе стихи из некоторых псалмов и книги пророка Даниила. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.) i 1., с.89; 4., вып.2, с.156-158; 6., Лекция 6, с.82.
Просительная ектения. После заключительного возгласа и «Аминь» священник преподает «Мир всем», благословляя рукой, хор: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», хор: «Тебе, Господи», священник читает молитву главопреклонения. Это является свидетельством древнего обычая, когда епископ, благословляя, в конце богослужения возлагал руки на преклонивших главы молящихся. i 1., с.89; 2., с.217; 4., вып.2, с.162.
Стихиры на стиховне. Своим названием обязаны тому, что поются со стихами не одного какого-либо псалма, но выбранными из разных псалмов и по содержанию согласующимися со стихирами. На будничной вечерне на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами покаянно-молитвенного характера «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…». Эти стихи напечатаны на ряду в Октоихе, а также в Часослове (& с.161). После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха.
Так же как и на «Господи, воззвах…», святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому H. Во вторник и четверг вечером поется Крестобогородичен из Минеи на ряду. i 1., с.89-90; 2., с.217-218; 6., Лекция 5, с.69.
«Ныне отпущаеши…» поется, по будням чаще всего на 6-й глас (& Ч с.161). Как уже говорилось, это молитва св. праведного Симеона Богоприимца и вполне соответствует окончанию вечернего богослужения и вообще трудового дня. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.) i 1., с.90; 2., с.218-219; 4., вып.2, с.178-179; 6., Лекция 6, с.83.
Трисвятое по Отче наш читает чтец i 4., вып.2, с.180.
Тропари. В конце вечерни поется тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого H. Этот тропарь святому читается на часах и поется на Литургии. В случае, если в Минее на ряду не напечатан тропарь святому, поется общий тропарь по чину святого. i 1., с.90; 2., с.219-220
Сугубая ектения (со слов «Помилуй нас, Боже…») i 2., с.222
Окончание:
свящ.: «Премудрость»
хор: «Благослови»
свящ.: «Сый благословен…»
хор: «Аминь. Утверди, Боже…»
Поскольку в современной практике к вечерне присоединяется утреня, то после «Утверди, Боже…» священник произносит возглас утрени «Слава Святей…», хор: «Аминь», читается шестопсалмие и т.д.
Если же вечернее богослужение заканчивается вечерней, то после «Утверди, Боже…»:
свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
хор: «Честнейшую Херувим…»
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе»
хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит полный отпуст,
хор: «[Аминь] Великого Господина…».
i 1., с.92.
Приложения Минеи.
Минея содержит 4 приложения, в которых собраны Богородичны из Октоиха и других богослужебных книг для удобства пользования. В Минеях со славянским шрифтом эти приложения есть в каждом месяце, а в так называемых «зелёных» Минеях (80-х годов издания с русским шрифтом) - с Апреля по Сентябрь. Все 4 приложения есть также в Ирмологии, а в Часослове 3-е (с. 240-248) и 4-е (с.249-271).
Богородичны 1-го и 2-го приложений Минеи поются на «И ныне…» после стихир, если святому есть Слава.
Богородичны 3-го и 4-го приложений Минеи поются после тропаря на «Слава, и ныне…» или на «И ныне…».
1-е |
2-е |
3-е |
4-е |
к стихирам |
к тропарям |
||
праздничным |
будничным |
праздничным |
будничным |
Содержит по 2 Богородична на каждый глас: 1) Богородичен на «Господи, воззвах» -Догматик; 2) Богородичен на стиховне. Используются на воскр.службе и в праздники святых со славословием, полиелеем и бдением. Названия: «от первых», «от бо́льших», «воскресный» |
Содержит по 1 Богородичну на каждый глас и день, кроме вторн., четв. вечер и среда, пяток утро. По объему короче праздничных. Используются по будням, если служба святому без знака или «на 6» – поются на «И ныне…», если святому Минеи есть Слава Названия: «от ме́ньших» |
Содержит по 1 Богородичну на каждый глас. Используются на воскр. службе и в праздники святых со славословием и выше. Названия: «от первых», «от бо́льших», «воскресный» |
По 2 Богородична на каждый глас и день: 1) в конце вечерни и на «Бог Господь»; 2) в конце утрени. По объему короче праздничных. Используются по будням, если служба святому без знака или «на 6» – поются на «Слава, и ныне» после тропаря святому. Названия: «от ме́ньших» Отличительной чер-той являются часто повторяющиеся слова «Бог Господь» |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.