Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 4

Седмичный богослужебный круг неразрывно связан с гла́совой системой православного богослужения. Седмичных кругов, собственно, восемь по числу гласов. Седмичному богослужебному кругу соответствует книга Октоих или Осмогласник (от «восемь» и «глас»). Он содержит изменяемые песнопения – стихиры, тропари, каноны, седальны, светильны и др. для воскресных и будничных служб (вечерни, утрени, повечерия и др.), в которых отражена тема дня (то есть воспоминаемое событие или святой). Октоих состоит из двух частей. 1-я часть содержит песнопения 1-го по 4-й гласов, а 2-я – 5-го по 8-й гласов. Содержание Октоиха построено следующим образом: сначала напечатаны службы каждого дня седмицы (начиная с воскресения) для 1-го гласа, затем службы каждого дня седмицы для 2-го гласа, затем 3-го гласа и так далее. Точно так же происходит чередование гласов в течение богослужебного года – с одного воскресения по субботу поется 1-й глас, затем со следующего воскресения по субботу поется 2-й глас и так далее. Еще немаловажно подчеркнуть, что меняется не только глас (то есть мелодия), но и текст песнопений. Так каждая, например, воскресная служба отличается от другой воскресной не только гласом, но и неким оттенком богословской мысли, вложенной в воскресные песнопения. Следовательно, каждый из 8-ми седмичных богослужебных кругов с его песнопениями повторяется через каждые 8 седмиц.

Кроме изменяемых песнопений всех гласов Октоих содержит приложение, в котором напечатаны Евангельские столпы, светильны для воскресных, седмичных (будничных) и великопостных дней, указания о некоторых службах и др.

Изменяемые песнопения в Октоихе для каждого дня напечатаны в таком количестве, чтобы (в случае отсутствия, например, Минеи) можно было совершить службу только по Октоиху.

i 6., Лекция 3, с.46, 51-52; 7., Лекция 2, 3 и 4, с.26-27, 34-36, 42-43; 8., с.6, 13.

ГОДОВОЙ  БОГОСЛУЖЕБНЫЙ  КРУГ.

$

Каждый из дней богослужебного года посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего даже нескольких святых), праздникам и постам. Годовой богослужебный круг начинается с сентября. Службы святым годового круга содержатся в Минеях месячных (от греческого «месяц»). Миней 12 по числу месяцев года. Службы в Минее расположены по датам. Каждая служба в Минее содержит изменяемые песнопения – стихиры, тропари, каноны и др. по форме подобные песнопениям Октоиха, но отличающиеся по содержанию. Минимум песнопений, который содержит служба в Минее, это 3 стихиры с Богородичном на «Господи, воззвах», тропарь (кроме великопостных дней) и канон.

Существуют Минеи, в которых службы напечатаны церковно-славянским шрифтом, и Минеи с русским шрифтом – так называемые «зелёные Минеи». Последние изданы в 80-х годах Московской Патриархией и имеют обложку зелёного цвета. Они содержат больше служб (в том числе русским святым), чем Минеи на славянском языке, а также краткие жития святых.

Кроме Миней месячных есть еще следующие Минеи: 1) Минея Праздничная, которая содержит службы на все Двунадесятые и великие праздники; 2) Минея Общая, содержащая общие службы различным чинам святых; 3) Минея Дополнительная, содержащая службы некоторым святым, канонизированным в 19-нач.20 вв., и праздникам в честь некоторых икон Богородицы. Эти книги используются в случае отсутствия Минеи месячной.

i 6., Лекция 3, с.47, 53-54; 7., Лекция 3 и 4, с.36-38, 43,48-49; 8., с.6-8, 15.

1 – суточный богослужебный круг (9 служб)

2седмичный богослужебный круг (службы на каждый день седмицы 8-ми гласов)

3 – годовой богослужебный круг (366 дней года)

4 – пасхальный цикл (часть богослужебного года)

• – ежедневная служба

В данном рисунке изображена взаимосвязь всех богослужебных кругов. Условное вращение каждой окружности вокруг своей оси совершается с разной скоростью: суточный круг совершает полный оборот в течение дня, седмичный – в течение семи дней, годовой – в течение года, пасхальный – от Пасхи до Пасхи. Точкой соприкосновения всех кругов является конкретная ежедневная служба, например, вечерня (суточный круг) в среду вечером, текущий глас 4-й (седмичный круг), 23 сентября (годовой круг). Немного спустя, вследствие движения кругов, точкой соприкосновения будет утреня в четверг утром, глас 4-й, 23 сентября и т.д.

Богослужебные часы

Службы часов относятся к суточному богослужебному кругу. Их четыре: 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Это наиболее краткие и наименее торжественные службы суточного круга. Они носят скорбно-покаянный характер, и состоят из неизменяемых элементов (три псалма (в честь Святой Троицы), молитвы) и изменяемых (тропарь и кондак). Схема всех четырех часов почти одинакова. Отличаются они тем, что каждый час посвящен воспоминанию какого-либо священного события и совершается в определенное время.

Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них.

Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы (нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи). В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов.

Счет времени суток по Св.Писанию и Типикону отличается от современного. По восточному времяисчислению ночь делилась на 4 части (по 3 часа в каждой) – стражи, причем ночь начиналась с заходом солнца. День, также, делились на 4 части – трича́сия, которые назывались первый, третий, шестой и девятый часы. Подобным образом ведется и времяисчисление Типикона, по которому:

1-й час соответствует нашему 7-у часу утра,

3-й час соответствует нашему 9-у часу утра,

6-й час соответствует нашему 12-у часу дня,

9-й час соответствует нашему 3-у часу после полудня (в повествованиях о жизни подвижников часто упоминается, что они не вкушали пищи до девятого часа, то есть до 15.00).

i 2., с.152-153;