Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 6

Тропари и кондаки, напечатанные «на ряду» в Часослове, используются только в седмичные дни Великого поста.

В богослужебных книгах тропарь печатается в конце вечерни (если в службе Минеи есть малая вечерня, то тропарь может быть напечатан в конце малой вечерни). Кондак печатается на утрени после 6-й песни канона. Если кондаков два, то один из них напечатан после 3-й песни канона, а второй – после 6-й песни канона. В богослужебных книгах и перед тропарем и перед кондаком напечатано «тропарь» или «кондак», так что их сложно перепутать с другими песнопениями.

В остальное время богослужебного года тропари и кондаки берутся из других дополнительных богослужебных книг.

В Октоихе тропарь и кондак есть только для воскресной службы.

В Минее тропарь и кондак есть почти на каждый день года (исключение – март и апрель, когда идет Великий пост).

В течение Пасхального цикла тропари и кондаки берутся и из Триоди Постной и Триоди Цветной.

Тропари (если их несколько) на часах, читаются в определенной порядке (в зависимости от того, чему они посвящены), соблюдая следующую иерархию:

Господу,

Богородице,

бесплотным Силам небесным,

Иоанну Крестителю,

пророкам,

апостолам,

святителям,

мученикам,

преподобным,

исповедникам,

бессребреникам,

Христа ради юродивым,

праведным.

На одном часе нельзя читать более двух тропарей и одного кондака. Как определять, какие и сколько тропарей и кондаков читаются на конкретном часе? На часах читаются те же тропари и кондаки, которые пелись на вечерне и утрени. Если, на вечерне и утрени пелось, например, два тропаря, то на часах тоже читаются оба эти тропаря.

Тропари на часе читаются после трех псалмов, «Слава, и ныне…Аллилуйя…(трижды) Господи, помилуй (трижды)».

Кондак на часе читается после «Отче наш…».

Если на часах полагается читать 1 тропарь, то порядок чтения следующий:

«Господи, помилуй (трижды)», «Слава…» тропарь, «И ныне…» Богородичен часа. Один тропарь бывает в следующих случаях: когда в Минее служба одному святому; в Двунадесятые праздники и др.

Если на часах полагается читать 2 тропаря, то порядок чтения следующий:

«Господи, помилуй (трижды)», 1-й тропарь, «Слава…» 2-й тропарь, «И ныне…» Богородичен часа. Два тропаря бывает в следующих случаях: в Неделю (воскресный и святому); в попразднство Двунадесятых праздников (праздника и святому); когда в Минее служба двум святым (тропарь каждому святому) и др.

Если на часах полагается читать 3 тропаря, то порядок чтения следующий:

Важнейший из трех тропарей читается на всех часах, а другие два тропаря чередуются.

Пример. На 1-ом и 6-ом часах: «Господи, помилуй (трижды)», 1-й тропарь, «Слава…» 2-й тропарь, «И ныне…» Богородичен часа.

На 3-ом и 9-ом часах: «Господи, помилуй (трижды)», 1-й тропарь, «Слава…» 3-й тропарь, «И ныне…» Богородичен часа. Три тропаря бывает в случае: попразднства Двунадесятых праздников в Неделю (воскресный, праздника и святому) и др.

Если кондаков несколько, то они на часах, в зависимости от предписаний Устава, чередуются или не чередуются.

Если в Минее нет тропаря, то необходимо брать общий тропарь по чину святого, например, общий тропарь мученику. Общие тропари напечатаны в 2-й части Следованной Псалтири, в Приложении Часослова (стр.310-313), а также в Общей Минее.

Вседневное (Будничное) богослужение

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня,  совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком H.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) ВЕЧЕРНЯ

С вечерни начинается суточный богослужебный круг. Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером. Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный. …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…». i 8., с.35-36; 10., с.63-65.

          Существует несколько видов вечерни:

1)  Малая вечерня. Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

2)  Вседневная или будничная вечерня. Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

3)  Великая вечерня. Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч,

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М

«Свете Тихий…» –  Ч

Прокимен – Ч, Сл

«Сподоби, Господи…» –  Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

«Ныне отпущаеши…» – Ч

Тропарь – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) вечерни см. в Приложении – схема № 2, а также i 6., Лекция 6, с.81.

Пояснения к схеме вседневной вечерни.

X Вседневная вечерня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.