Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 16

В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы канон читается иначе i 1., с.653.

11.  По 3-й песни канона – обычная малая ектения, кондак, икос и седален святому, «Слава, и ныне…» Богородичен.

12.  По 6-й песни канона – заупокойная ектения, поется заупокойный кондак, глас 8-й «Со святыми упокой» и икос «Сам един еси…».

13.  По 9-й песни канона – обычная малая ектения, светилен Октоиха «Иже и мертвыми…», «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха «Мы о Тебе хвалимся…».

14.  На утрени заупокойной субботней службы поются стихиры и на хвалитех и на стиховне. На хвалитех поются «мученичны» стихиры Октоиха на 4 с обычными стихами «Хвалите Его на силах Его…» и т.д. (& Ч с.63). На «Слава…» поется «поко́ин» или «ме́ртвен» - заупокойная стихира, напечатанная в Октоихе после четырех стихир на хвалитех. На «И ныне…» поется Богородичен Октоиха.

15.  Славословие будничное читается, начиная со слов «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…» (& с.67).

16.  На стиховне поются заупокойные стихиры Октоиха с заупокойными стихами, напечатанными на ряду. «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха.

17.  В конце утрени по «Отче наш…» тропари поются как в конце вечерни G.

18.  На часах тропари читаются в следующем порядке: «Господи, помилуй» (трижды), «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне…» Богородичен часов. В Мясопустную и Троицкую Родительские субботы: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава… Глубиною мудрости…», «И ныне…» Богородичен часов. После «Отче наш» в обоих случаях на всех часах читается кондак «Со святыми упокой…».

19.  На Литургии: по входе заупокойные тропари и кондак (см. Устав); прокимен и причастен – заупокойные, Апостол и Евангелие – рядовое и заупокойное.

i 1., Дополнительный отдел, с.639-661.

Празднуемый святой в субботу.

Празднуемый святой – в данном случае это святой, имеющий знак полиелей или бдение.

Такая субботняя служба совершается праздничным порядком (см. в Приложении схему № 7) в зависимости от знака. Суббота влияет только на гласы некоторых Богородичнов (в связи с отданием гласа) и состав канона.

$ ! Если святой со славословием, полиелеем или бдением в субботу, то в конце вечерни по «Отче наш…», на утрени на «БогГосподь…» и в конце утрени после великого славословияпоется тропарь с Богородичном настоящего гласа из 3-го приложения Минеи, а не по гласу тропаря святому.

Особенности субботней службы, если празднуемый святой:

1.  На «Господи, воззвах…» стихиры святому на 6 или на 8. «Слава…» святому, «И ныне…» Богородичен Догматик настоящего (т.е. уходящего) гласа Октоиха.

2.  На литии стихира храма и святому, «Слава…» святому, «И ныне…» Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения «на стиховне».

3.  На стиховне стихиры святому, «Слава…» святому, «И ныне…» Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения «на стиховне».

4.  В конце вечернипо «Отче наш…» поется тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен настоящего гласа из 3-го приложения. Если святой с бдением, то поется тропарь святого дважды и тропарь «Богородице Дево, радуйся…» единожды.

5.  На утрени на «Бог господь…» поется тропарь святого дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен настоящего гласа из 3-го приложения.

6.  Канон:

В храме Христовом или Богородицы

В храме святого

Храма на 6

Святому Минеи на 8

Богородице на 6

Святому Минеи на 8

Если на ряду в Минее нет канона Богородице, то поется Молебный канон Богородице «Воду прошед яко сушу…» (Ч & с.277-291). После каждой песни канона поется уставная катавасия.

7.  В конце утрени после великого славословия поется тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен настоящего гласа из 3-го приложения.

i 1., Отдел III, с.168-187.

ВОСКРЕСНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

По Уставу всенощное бдение положено служить накануне воскресных дней, Двунадесятых и храмовых (престольных) праздников, в дни памяти великих святых (например, Рождество и Усекновение главы Иоанна Крестителя, свв. Апп. Петра и Павла, свт. Николая) и др., а также «аще изволит настоятель».

Бдения накануне воскресных дней совершались уже во времена апостолов, о чем свидетельствуется в Деяниях 20, 7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи…».

Чин (последование) воскресного всенощного бдения изложен в 2-й главе Типикона и в начале 1-й части Октоиха. Указания здесь даны с расчетом, что в Минее один малый, т.е. не имеющий какого-либо знака праздника, святой. H

Время совершения всенощного бдения. По Уставу перед всенощным бдением (примерно в 16.00) совершается непродолжительная малая вечерня, после которой следует небольшая трапеза и отдых. А после захода солнца (примерно в 20.00, зимой, естественно, раньше) начиналось всенощное бдение, которое длилось всю ночь, так что возглас священника в конце утрени «Слава Тебе, показавшему нам свет» приходился как раз на рассвет. Затем, после небольшого перерыва следовали 3, 6 часы и Божественная Литургия. Бдение, которое совершается в современной практике, длится от двух до примерно пяти часов, так что всенощным его назвать можно только условно. Современное всенощное бдение начинается около 17.00; в некоторых храмах перед ним читается 9-й час.

Подробные схемы великой вечерни и утрени воскресного всенощного бдения см. в Приложении – схемы № 4 и 5.

Пояснения к схеме ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ

воскресного всенощного бдения.

Начало воскресного всенощного бдения полагается при открытых царских вратах. X В алтаре совершается каждение, священник, стоя перед престолом, возглашает начальный возглас всенощного бдения:

«Слава Святей…», на что хор отвечает: «Аминь».

Если служит диакон, то начало следующее:

диак.: «Возстаните»

хор: «Благослови»

свящ.: «Слава Святей…»

Вечерня всенощного бдения начинается сразу с возгласа утрени, так как вечерня переходит в утреню таким образом, что в начале её данный возглас не произносится. i 1., с.15-17; 4., вып.2, с.61-62.

«Приидите, поклонимся…» поется в алтаре священнослужителями, 4-й раз поется «Приидите, поклонимся и припадем Ему». i 4., вып.2, с.63-64.