Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 10

i 1., с.87.

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

? Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром, то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером  в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков», хор: «Аминь»,

Шестопсалмие, & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i  4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды  (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря, который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм. Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы.