Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 8

1)  «на 10» – на воскресном всенощном бдении в течение всего года; Великим постом на вечерне, после которой следует Литургия Преждеосвященных Даров, и в воскресенье вечером, а также еще в некоторых случаях, определенных Уставом;

2)  «на 8» – на великой вечерне в средние и великие праздники H;

3)  «на 6» – на вседневной вечерне;

4)  «на 4» – на малой вечерне.

На рассматриваемой нами вседневной вечерне стихи поются подряд до «на 6», исполняется стих «Аще беззакония…» (& Ч с.155) и стихира, затем следующий стих «Имене ради…» и следующая стихира и так далее до конца.

Если стихи «Положи…» опускаются (5-й способ исполнения), то сразу после «Господи, воззвах…Да исправится…» произносится соответствующий стих «на …» (в зависимости от дня и праздника G) и чередуются стихи со стихирами, как изложено выше. На вседневной вечерне это «Аще беззакония…». i 2., с.197-200; 6., Лекция 6, с.69, 80; 8., с.42-44.

В исполнении «Господи, воззвах…» и стихир участвует канонарх и хор. (Канонарх – это назначенный певец или чтец, который на вечерне и утрени возглашает начало и гласы изменяемых песнопений, произносит часть стиха перед стихирой и др.. В монастырях есть традиция канонаршить стихиры полностью, то есть канонарх произносит  одну строчку стихиры, хор поет эту строчку, канонарх произносит следующую строчку, хор её поет и т.д. до конца стихиры). Канонарх возглашает: «Глас…(такой-то) Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», хор поет «Господи, воззвах…Да исправится…» на названный глас. ! «Господи, воззвах…Да исправится…» всегда поется на глас 1-й стихиры,которая затем последует. Далее, по Уставу, канонарх произносит 1-ю половину стиха, а хор поет 2-ю половину на соответствующий глас и стихиру. Например, канонарх: «Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит», хор поет: «Яко у Тебе очищение есть» и стихиру. При невозможности исполнить стих таким образом, его полностью поют или прочитывают.

Как выше уже было сказано, на вседневной вечерне на «Господи, воззвах…» поются 6 стихир. 3 стихиры берутся из Октоиха и 3 из Минеи. Как видно, здесь тоже соблюдена иерархия – сначала песнопения в честь, например, Господа, Ангелов, Апостолов, а затем святому Минеи. Поются первые три стихиры Октоиха на текущий (рядовой) глас этой седмицы, а стихиры Минеи на глас (и подобен i 5., с.61-62), который указан в Минее перед стихирами. Канонарх перед стихирами другого содержания, в данном случае Минеи, возглашает их глас: «Глас…(такой-то, например, осьмый) Яко у Господа милость…». Если глас Минеи совпадает с гласом Октоиха, то канонарх произносит: «Глас той же…» и следующий стих.

После стихир на «Господи, воззвах…» в Минее может быть напечатана особая стихира (в 9-й главе Типикона она названа «самогласна стихира»; это наименование происходит от того, что Слава поется просто на какой-либо глас, тогда как сами стихиры на «Господи, воззвах» почти всегда поются на подобен) – Слава или Славник святому, т.к. поется на, то есть после слов «Слава…». Глас Славы указан в Минее на ряду. ! Гласы всех изменяемых песнопений указаны в богослужебных книгах перед песнопениями в их надписании (названиии). Слава не входит в счет стихир. Канонарх возглашает: «Слава, глас…(такой-то или той же)», хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» на названный глас и далее саму стихиру. i 1., с.87; 2., с.206.

На «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому H. Канонарх возглашает: «И ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен. Накануне среды и пятницы, то есть во вторник и четверг на вечерне на «И ныне…» поется Крестобогородичен, который напечатан на ряду в Минее. Крестобогородичен, как и Богородичен, поется на глас Славы.

Если Славы святому в Минее нет, то поется Богородичен или Крестобогородичен, напечатанные на ряду в Минее. Канонарх в таком случае возглашает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен. ! На «И ныне…» никогда не поется песнопение святому, а только Господу или Богородице. Как и Слава, Богородичен не входит в счет стихир. i 1., с.87; 2., с.206.

«Свете тихий…» поется (& Ч с.156). Это песнь о явившемся на землю  и просветившем ее Свете – Господе Иисусе Христе является естественным продолжением пророческих стихов псалмов «Яко у Господа милость, и многое у Него избавление…» и др. В составе вечерни с 6 века. Автором считается свт. Софроний, патриарх Иерусалимский (7 в.), по другим сведениям мч. Афиноген (4 в.) или неизвестный автор 2-3 вв. i 2., с.208; 4., вып.2, с.132-135; 6., Лекция 6, с.80-81; 8., с.47.

Прокимен.

После «Свете тихий» следуют несколько кратких возгласов, в последовательности которых есть два варианта:


Диак.: «Вонмем»

Свящ.: «Мир всем»

[есть традиция после «Мир всем» петь «И духови твоему»]

Диак.: «Премудрость, вонмем, прокимен глас…»

Диак.: «Вонмем»

Свящ.: «Мир всем»

[есть традиция после «Мир всем» петь «И духови твоему»]

Диак.: «Премудрость, прокимен глас…»


Прокимен

Прокимен переводится как «предшествующий», так как почти всегда за ним читается Священное Писание. По нынешнему Уставу на вседневной вечерне Св. Писание не читается, а наличие прокимна свидетельствует о древней практике читать Ветхий Завет на каждой вечерне. Текст прокимнов – это, в большинстве своем, стихи из Св. Писания. По содержанию прокимны отражают празднуемое событие – по будням они покаянно-молитвенного характера, в Неделю воскресно-торжественного, в праздники повествуют об этом празднике. Прокимен печатается вместе со стихом. Прокимен, который имеет более одного стиха, называется великим. Прокимен, который поется на вечерне, называется прокимен дня или дневной прокимен и печатается в Часослове (& с.157-159). На каждый день седмицы напечатан свой прокимен, который всегда поется на указанный перед ним глас, а не на текущий глас Октоиха.