Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 14

В Минее на ряду каждому малому святому напечатаны следующие песнопения: по 3 стихиры на «Господи, воззвах…» со Славой или без нее; может быть Слава на стиховне; тропарь – каждому свой или один общий, если оба святых одного чина; канон; кондак; может быть светильны; может быть на утрени Слава на стиховне.

$

Служба двум малым святым совершается будничным порядком с некоторыми особенностями:

1.  На «Господи, воззвах…» поются 3 стихиры 1-му святому и 3 стихиры 2-му, а стихиры Октоиха оставляются. «Слава…», если есть (Слава чаще всего посвящена 1-му святому).

2.  В конце вечерни поется тропарь 1-му святому, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи. Если 1 тропарь, то порядок пения такой же, как при одном святом G.

3.  На «Бог Господь…» поется тропарь 1-му святому дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи. Если двум святым 1 общий тропарь, то порядок пения такой же, как при одном святом G.

4.  Каноны: 1-й канон Октоиха на 6, канон Минеи 1-му святому на 4, канон Минеи 2-му святому на 4.

5.  По 3-й песни канона кондак и икос 2-му святому, седален, «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен.

6.  По 6-й песни канона кондак и икос 1-му святому.

7.  По 9-й песни канона, если обоим святым в Минеи есть светильны, то светилен Октоиха, светилен 1-му святому, «Слава…» светилен 2-му святому, «И ныне…» Богородичен Минеи или Крестобогородичен Октоиха.

8.  В конце утрени поется тропарь 1-му святому, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи «в конец утрени». Если 1 тропарь, то порядок пения такой же, как при одном святом G.

9.  На часах читаются оба тропаря через «Слава…»; кондаки попеременно, причем более важный кондак (напечатанный по 6-й песни канона), в данном случае 1-му святому, читается на 3-ем и 9-ом часах, а 2-му святому на 1-ом и 6-ом часах.

i 1., с.105-109.

Образец составления будничной вечерни и утрени, если служба двум малым святым см. в Приложении – Схемы № 2б и 3б.

? Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню и утреню (понедельник вечер и вторник утро) на 4-е июля, глас 5-й.

СУББОТНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Субботнее богослужение посвящено мученикам, святителям и преподобным, т.е. всем святым, а также усопшим.

Виды субботних служб.

1.  Незаупокойная субботняя служба – «с Бог Господь»:

a.  при малом святом;

b.  при празднуемом святом.

2.  Заупокойная субботняя служба – «с Аллилуйя».

Порядок совершения и особенности субботней службы напечатаны:

В Типиконе:

§  12-я глава – назаупокойная субботняя служба (с малым святым);

§  13-я глава – заупокойная субботняя служба;

§  15-я глава – празднуемый святой с субботу.

В Октоихе в 1-ом и 5-ом гласах между службами в пяток утро и пяток вечер – о всех видах субботней службы.

В Октоихе в 1-ом и 5-ом гласах перед службой в пяток вечера напечатано «о усопших последование», то есть панихида.

Общие особенности субботней службы.

$

1.  Совершается отдание гласа, т.е. на субботней службе завершается седмичный богослужебный круг и это последний день, когда поется тот или иной глас. Отдание гласа происходит в следующие моменты вечерни:

1)  После стихир на «Господи, воззвах…» на «И ныне…» поется Богородичен Догматик настоящего (по выражению Типикона «прешедшаго», «мимошедшаго», можно сказать и уходящего, текущего или рядового) гласа Октоиха, а не по гласу Славы.

2)  В конце вечерни после «Отче наш…» поется тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен настоящего гласа, а не по гласу тропаря.

2.  Песнопения Минеи предваряют (то есть поются первыми) песнопения Октоиха, по выражению Типикона «Минея впереди Октоиха».

3.  На утрени поется канон храма.

Незаупокойная субботняя служба.

По Уставу незаупокойную субботнюю службу полагается служить, если в Минее не малый святой, но святой «на 6» и выше. В современной практике это правило не соблюдается и даже при святом без знака совершается незаупокойная субботняя служба.

В Октоихе песнопения напечатаны как для незаупокойной, так и для заупокойной субботних служб. Поэтому, в случае совершения незаупокойной субботней службы, часть песнопений (заупокойного характера) не используются.

Незаупокойная субботняя служба совершается будничным порядком с некоторыми особенностями:

1.  На вечерне на «Господи, воззвах…» должны петься 6 стихир святому Минеи (так как должен быть, минимум, святой «на 6»). Но, если святой без знака, в современной практике принято петь 3 стихиры святому Минеи и 3 стихиры Октоиха Всем святым (по порядку первые три стихиры в Октоихе – 1-я стихира мученикам, 2-я – святителям, 3-я – преподобным). «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен Догматик настоящего гласа Октоиха (напечатан в 1-ом приложении Минеи и на ряду в Октоихе).

2.  На стиховне поются стихиры «мученичны» Октоиха. Но дело в том, что в Октоихе на стиховне напечатаны заупокойные стихиры, которые при незаупокойном богослужении не употребляются. Поэтому на стиховне поются стихиры с «Господи, воззвах…» (вторые три, посвященные мученикам) с обычными припевами из Часослова «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…» (Ч & с.161). «Слава…» святому, если есть, «И ныне…» Богородичен (из 2-го приложения Минеи по гласу Славы). Если же Славы святому нет, то после 3-х стихир на стиховне поется «Слава, и ныне…» Богородичен, напечатанный в Октоихе после стихир на стиховне.

3.  В конце вечерни по, то есть после «Отче наш…» поется тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен настоящего гласа Октоиха из 3-го приложения Минеи.

4.  На утрени на «Бог Господь..» тропарь святого поется дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен по гласу тропаря святого из 3-го приложения Минеи.

5.  После кафизм есть малая ектения.

6.  Канон: