Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 22

Если же с воскресным днем совпала память святого, имеющего какой-либо из вышеуказанных знаков, то воскресное всенощное бдение совершается с учетом особенностей соединения служб воскресной и святому со знаком. Эти особенности изложены в отдельных главах Типикона и в начале 1-й части Октоиха.

$

Святому с каким-либо знаком праздника в Минее на ряду напечатано больше песнопений, чем святому без знака. Чем выше знак, тем больше песнопений, поэтому, с возрастанием знака, Октоих уступает часть своих песнопений святому Минеи.

Святой «на 6» в Неделю.

Образ соединения воскресной службы со службой святому «на 6» изложен в 5-й главе Типикона и в начале 1-й части Октоиха.

На «Господи, воззвах…» - 6 стихир Октоиха и 4 стихиры святому Минеи, «Слава…» святому, «И ныне…» Догматик гласа.

Канон – Воскресный на 4;

               Крестовоскресный на 2;

               Богородицы на 2;

               святому Минеи на 6.

Стихиры на хвалитех. При этом знаке праздника чаще всего стихир на хвалитех в Минее нет. В таком случае на воскресной утрени на хвалитех поются 8 воскресных стихир Октоиха. Если же святому на ряду в Минее есть стихиры на хвалитех, то поются 4 стихиры Октоиха и 4 стихиры святому. К последним двум стихирам святого должны быть соответствующие по содержанию припевы H. В качестве этих двух недостающих стихов можно использовать стихи к прокимну и Аллилуарию святого Минеи на Литургии.

Служба со славословием в Неделю.

Образ соединения воскресной службы со службой со славословием (служба с этим знаком может быть посвящена Господу, Богородице или святому) изложен в 5-й главе Типикона и в начале  1-й части Октоиха.

На «Господи, воззвах…» – 6 стихир Октоиха и 4 стихиры святому Минеи, «Слава…» святому, «И ныне…» Догматик гласа.

На литии стихира храма и стихиры святому (брать со стихир на стиховне).

Канон – Воскресный на 4;

               Крестовоскресный на 2;

               Богородицы на 2;

               святому Минеи на 6.

Стихиры на хвалитех. При этом знаке праздника стихиры на хвалитех в Минее есть всегда, поэтому на воскресной утрени на хвалитех поются 4 стихиры Октоиха и 4 стихиры святому. $ Относительно стихир святому на хвалитех в Уставе можно встретить следующее затруднительное замечание: «стихиры святаго со славным с припевы его вечерними». Это выражение означает следующее: «со славным» – иногда святому на ряду в Минеи на хвалитех напечатано не 4 стихиры, но 3. В этом случае в качестве 4-й стихиры поется Славник, т.е. стихира святому, напечатанная на «Слава». «С припевы его вечерними» – в Часослове напечатано всего 6 стихов к стихирам на хвалитех, а стихир 8. Поэтому, 2 дополнительных стиха к последним двум стихирам святому Минеи необходимо брать с вечерних стихир на стиховне Минеи. На «Слава…» поется Евангельская стихира.

На часах кондаки воскресный и святому читаются попеременно (так же и при святом с полиелеем и бдением).

Образец составления великой вечерни и утрени воскресного всенощного бдения (в Минее служба со славословием) см. в Приложении – Схемы № 4б, 5б.

? Самостоятельно составить службу – великую вечерню и утреню воскресного всенощного бдения (святой со славословием) на 25-е июля, глас 5-й.

Святой с полиелеем в Неделю.

Образ соединения воскресной службы со службой святому с полиелеем изложен в 4-й главе Типикона и в начале 1-й части Октоиха.

На «Господи, воззвах…» – 4 стихиры Октоиха и 6 стихир святому Минеи, «Слава…» святому, «И ныне…» Догматик гласа.

o  На вечерне после прокимна читаются 3 паремии святому (подробнее о паремиях см. в разделе «Службы малых и средних праздников в седмичные дни»).

На литии стихира храма и стихиры святому (брать со стихир на литии или стиховне).

o  На утрени после «Хвалите Имя Господне…» поется величание святому (напечатано в Ирмологии, Следованной Псалтири, Общей Минее). Сначала величание 1 раз поет духовенство, хор поет стих и величание 1 раз, затем хор поет тропари «Ангельский собор» (подробнее о величаниях см. в разделе «Службы малых и средних праздников в седмичные дни»).

o  После тропарей «Ангельский собор» малая ектения, затем поются ипакои́ (Октоиха), а после него должны читаться 2 седальна святому Минеи, напечатанные для чтения по 1-й и 2-й кафизмах, «Слава…» седален святому по полиелеи, «И ныне…» Богородичен на ряду. Далее поются степенны гласа.

o  Прокимен и Евангелие – воскресные.

o  По 50 псалме «Слава…молитвами апостолов…», «И ныне…молитвами Богородицы…», «Помилуй мя, Боже…», стихира воскресная «Воскрес Иисус от гроба…».

Канон – Воскресный на 4;

               Крестовоскресный на 2;

               Богородицы на 2;

               святому Минеи на 6.

Если святому в Минее 2 канона, то:

                          Воскресный на 4;

               Богородицы на 2;

               святому Минеи на 8.

Крестовоскресный канон в этом случае оставляется.

Стихиры на хвалитех – 4 стихиры Октоиха и 4 стихиры святому с 2 дополнительными стихами G.

Святой с бдением в Неделю.

Образ соединения воскресной службы со службой святому с бдением изложен в 3-й главе Типикона и в начале 1-й части Октоиха. Он во всем подобен образу соединения служб воскресной и полиелейному святому, кроме 3-х моментов:

1.  На великой вечерне после «Отче наш…» тропарь «Богородице Дево…» поется дважды и тропарь святому 1 раз.

2.  Канон:         Воскресный на 4;

                     Богородицы на 2;

                     святому Минеи на 8.

3.  На Литургии по входе не поются тропарь и кондак храма святого.

Образец составления великой вечерни и утрени воскресного всенощного бдения (святой с бдением) см. в Приложении – схемы № 4в, 5в.