Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 18

2) Во время исхождения хор поет стихиру храма. Если святой со знаком «славословие» и выше, то на литии поются и стихиры святому H. Какую именно из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает. Если в службе храмового праздника есть стихиры на литии, то поется одна из них. Если служба святому храма не имеет таких стихир, то поется Слава с «Господи, воззвах» или на стиховне. Есть свидетельства о том, что можно из храмовых стихир выбрать стихиру того гласа, который приходится на данное воскресение. После стихиры храма на «Слава, и ныне…» положено петь Богородичен по гласу последней стихиры из 1-го приложения Минеи «на стиховне». Если храм Господский или Богородицы, то на «Слава, и ныне…» можно петь другую стихиру храма. В Типиконе нигде нет указаний о пении на литии стихир Богородице, напечатанных в Октоихе на «Господи, воззвах», Павла Аморрейского. Упоминания есть в Октоихе в 1-ом гласа, а также в старообрядческих уставах. i 1., с.22-23; 4., вып.2, с.166-168.

3) За стихирами следует моление, по строю являющееся ектенией из 4 прошений. Диакон (или священник, если служит без диакона) возглашает первое прошение «Спаси, Боже, люди Твоя…» о всем мире и особо о православных христианах, призывая в ходатаи Богоматерь, чины Ангелов и всех святых. В виду особого усердия молитвенных прошений литии, ответом на них является многократное «Господи, помилуй». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз. Второе прошение «Еще молимся…» за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией; хор поет «Господи, помилуй» 40 раз. Третье прошение «Еще молимся…» за весь мир и об избавлении его от бедствий;  хор поет «Господи, помилуй» 3 раза. Четвертое прошение  «Еще молимся…» об услышании молитвы; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза. Затем священник возглашает «Яко Ты еси воскресение…», хор «Аминь», священник (обратясь на запад) «Мир всем», хор «И духови твоему», диакон (или священник) «Главы наша Господеви приклоним», хор «Тебе, Господи», священник читает молитву «Владыко Многомилостиве…», хор «Аминь». Относительно положения тела во время чтения этой молитвы в различных рукописях говорится по-разному – «преклоншим нам колена», «преклоншим главы», в Типиконе «И всем главы преклоншим и на землю приникшим. Иерей же зря к западом молится велегласно», а в современной практике принято просто наклонять голову. Интересно отметить, что в свое время на литии было 5 прошений, из которых второе за царствующий дом, а количество «Господи, помилуй» после каждого из прошений было 40-30-50-3-3. i 4., вып.2, с.168-176; 6., с.94-96; 1., с.21-23., 2., с.224-226; 8., с.52-53. В современной практике в приходских храмах лития в каждое воскресение не совершается. Также 40-кратное «Господи, помилуй» заменяется 12-кратным.

Стихиры на стиховне. Поются 4 воскресные стихиры на стиховне Октоиха. Первая стихира поется без стиха, к остальным  трем особые воскресные припевы, напечатанные на ряду. Эти три стихиры в Октоихе называются «по алфавиту». Их автором является прп. Иоанн Дамаскин, и составлены они используя особый литературный прием – акростих (он же краестрочие и краегранесие G). Начальные буквы алфавитных стихир всех гласов в греческом оригинале, разумеется, вместе составляют греческий алфавит, состоящий из 24 букв – гласов 8, а в каждом 3 алфавитные стихиры. i 4., вып.2, с.176-178.

«Слава…» святому Минеи, если есть

«И ныне…» Богородичен из 1-го приложения Минеи по гласу Славы.

Если Славы святому нет, то «Слава, и ныне» Богородичен текущего гласа на ряду в Октоихе. i 1., с.23.

Стихиры Октоиха на стиховне в субботу на великой вечерне не соединяются (т.е. не поются из нескольких богослужебных книг, например, Октоиха и Минеи) и не заменяются другими стихирами. Исключением является 24-е декабря в Неделю и воскресные дни от Пасхи до Вознесения.

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

Тропарь глас 4-й «Богородице Дево, радуйся…» поется трижды (& Ч с.162). Этот тропарь Божией Матери составлен из радостного приветствия Ей Ангела и праведной Елизаветы, к которым присоединены и новозаветные христианские «Богородице; Дево; Марие; Яко Спаса родила еси душ наших». Есть древнее предание, что Благовещение было вечером, может быть, поэтому этот тропарь поется на вечернях. X В начале пения этого тропаря открываются царские врата (если выход на литию был совершен через северные двери или, если литии не было вовсе), диакон трижды кадит столик с веществами с четырех сторон, настоятеля и столик спереди. i 4., вып.2, с.181-184.

Благословение хлебо́в. После пения тропарей диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», X священник читает молитву «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебо́в и пять тысящ насытивый…». Пред словами «…Сам благослови…» священник одним хлебом знаменует прочие вещества. При исчислении веществ «…хлебы сия, пшеницу, вино и елей…» священник рукой указывает на них, таким образом совершая крестное знамение. В этой молитве он просит Господа благословить предложенные вещества и освятить вкушающих от них. В Типиконе перечисляются различные благодатные свойства освященных веществ – «уставляют огне́вицу (т.е. горячку), тряса́вицу (лихорадку) отгонят, и всяк недуг и всяку болезнь исцелевают, мыши (моль) от жит отгонят». Освященные хлебы и вино необходимо употреблять в пищу, елеем использовать на елеепомазании и класть в пищу, пшеницу молоть или сеять. Неположено уже освященные вещества снова освящать на другом бдении. i 1., с.24; 2., с.227-229; 4., вып.2, с.184-186, 192-194; 8., с.56. Хор: «Аминь» и

«Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды.

33-й псалом до половины (до «…Не лишатся всякаго блага»)

Священник, с солеи благословляя молящихся, произносит: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков», хор поет:  «Аминь». i 1., с.24; 2., с.227-229; 4., с.184-189.

По Уставу в этом месте службы должен быть такой элемент богослужения, как чтение. Такое чтение должно совершаться на воскресном бдении 7 раз – после вечерни, 1-й и 2-й кафизм, полиелея, по 3-й и 6-й песней канона и утрени. Читаются следующие книги: Деяния и Послания апостольские, Апокалипсис, толкование на Св. Писание, сочинения святых отцов духовно-нравственного содержания, жития святых. i 1., с.24, 210-212; 2., с.229-230; 4., с.189-192, 225-226. Во время слушания чтения молящимся предлагались благословленные хлеб и вино для подкрепления сил телесных на предстоящее бдение. i 4., вып.2, с.192-194; 6.Лекция 5, с.62-63.