Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 13

Приемным братом и духовным другом прп. Иоанна – прп. Косьмой,  епископом Маюмским († конец 8 в.) тоже написано немало известных канонов: на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятницу, Успение, для дней Страстной седмицы и мн. др. i 4., вып.1, с.369; 5., с.79.

Прп. Феофан Начертанный († 9 в.), игумен Студийского монастыря составил большинство канонов Постной Триоди и часть песнопений будничных дней Октоиха. i 4., вып.1, с.458; 5., с.80.

Прп. Иосифом Песнописцем († 983 г.) написано более всего канонов – около 175, а также свыше 200 других церковных песнопений. Ему принадлежат все каноны Октоиха на седмичные дни, три десятка трипеснцев Постной Триоди, Богородичны Пасхального канона, каноны предпразднств Двунадесятых праздников и др. i 4., вып.1, с.458; 5., с.81-82.

Справедливости ради надо отметить, что среди творцов канонов есть и женщина – монахиня Касси́я (Ика́сия) (9 в.). Ею составлены ирмосы канона Великой Субботы с 1-й по 6-ю песнь, а также стихира на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…», стихиры в Великую Среду «Господи, яже во многия прегрешения впадшая жена…» и еще несколько стихир святым. i 4., вып.1, с.458; 5., с.82-83.

Из составителей древних служб русским святым известны следующие русские песнописцы: Григорий, инок Печерский 11 в., Иаков Черноризец 11 в., Пахомий Логофет, сербский ученый 15 в., Епифаний Славинецкий 17 в., свт. Дмитрий, еп. Ростовский  18 в. и др. i 4., вып.1, с.462-463. Среди творцов церковных песнопений 20 в. хочется выделить свт. Афанасия (Сахарова), автора службы Всем Русским святым.

Светильны.

Светильны

Их еще называют эксапостиларии. На вседневной утрени читаются светильны из приложения Октоиха «Эксапостиларии всея седмицы самопесно». В этом приложении на каждый день седмицы напечатан светилен с Богородичном, в четверг два светильна и Богородичен.

Образ исполнения светильнов:

o  Читается светилен Октоиха,

o  «Слава, И ныне…» Богородичен Октоиха, а в среду и пяток Крестобогородичен.

Если в Минее по 9-й песни есть светилен святому, то:

o  сначала читается светилен Октоиха,

o  «Слава…» светилен святому Минеи,

o  «И ныне…» Богородичен Минеи, а в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха.

В четверг:

o  читается первый светилен Октоиха,

o  «Слава…» второй светилен Октоиха,

o  «И ныне…» Богородичен Октоиха.

Если святому Минеи есть светилен, то в четверг:

o  читаются подряд оба светильна Октоиха, 

o  «Слава…» светилен святому Минеи,

o  «И ныне…» Богородичен Минеи.

Устав чтения светильнов изложен в 16-й главе Типикона и в приложении Октоиха. i 1., с.102; 2., с.312-314; 5., с.55-56; 7., Лекция 7, с.75-76.

Хвали́тные псалмы (148, 149, 150) читаются, начиная с «Хвалите Господа с небес…» и до последнего стиха «Хвалите Его в кимвалех доброгласных…» (Ч & с.60-63). Так эти псалмы называются потому, что чуть ли не каждая строчка начинается с призыва ко всякому творению Божию восхвалить своего Творца. i 2., с.315; 4., вып.2, с.299-301; 7., Лекция 7, с.78.

Славословие будничное читается. Это 2-я редакция славословия в Часослове (& с.67-69). Сразу после хвалитных псалмов читается «Слава, и ныне…», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…». i 1., с.103; 2., с.318-319, 322; 7., Лекция 7, с.79.

Просительная ектения i 1., с.103.

Стихиры на стиховне. Как и на вседневной вечерне, на вседневной утрени на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами радостно-утешительного характера «Исполнихомся заутра милости Твоея…» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас…», напечатанными на ряду в Октоихе, а также Часослове (& с.70). После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. На утрени святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. В среду и пяток поется Крестобогородичен Минеи на ряду. i 1., с.103-104; 2., с.322-323; 7., Лекция 7, с.79.

«Благо есть исповедатися…» читается (Ч & с.70).

Трисвятое по Отче наш – читается

Тропарь. В конце вседневной утрени поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что в конце вечерни и на «Бог Господь»), «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому «в конец (т.е. в конце) утрени».

Сугубая ектения

Окончание:

свящ.: «Премудрость»  

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»,

          X задергивается внутренняя завеса,

читается «Приидите, поклонимся…» и 1-й час

После того, как священник прочитает молитву 1-го часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»,

хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови»,

священник, стоя на солее лицом к народу, произносит полный (великий) отпу́ст - это благословение по окончании службы на выход из храма. В конце вседневной утрени после 1-го часа произносится полный отпу́ст i 1., с.320-326; 2., с.234-237

хор: [«Аминь»]i 4., вып.2, с.319, 1-й абзац.

многолетие – «Великого Господина…» i 1., с.104-105; 2., с.327; 4., с.316-322.

Образец составления будничной утрени см. в Приложении –  Схема № 3а.

? Самостоятельно составить службу – вседневную утреню на 29-е июля, глас 8-й, вторник утро.

Особенности вседневной вечерни и утрени,

если в Минее служба двум малым святым.

Службой двум святым служба считается тогда, когда в этой одной службе на какой-либо день каждому из святых напечатаны отдельные стихиры, тропарь, канон и другие песнопения. Может быть служба двум малым святым или великому и малому. Если же вся служба целиком посвящена, например, 40 Севастийским мученикам, то это не значит, что это служба 40 святым. Больше, чем двум святым одновременно службы не соединяют (соединение 3-х служб, но не трем святым, предусмотрено Уставом. Это, например, воскресная служба+служба попразднству Двунадесятого праздника+служба рядовому святому; или служба попразднству Двунадесятого праздника+служба двум рядовым святым и др.).