Есть еще один простой способ определять ряд Евангелия. Необходимо порядковое число Недели по Пятидесятнице разделить на 11 (количество утренних воскресных Евангелий), число остатка означает рядовое Евангелие. Например, Неделя 32-я по Пятидесятнице: 32:11=2, остаток 10, значит, на воскресной утрени этой Недели должно читаться 10-е Евангелие, 10-й эксапостиларий и утренняя стихира. Если число Недели делится на 11 без остатка, то Евангелие 11-е.
Подобным образом можно определить и глас Недели. Для этого необходимо от порядкового числа Недели по Пятидесятнице отнять 1 и разделить на 8; остаток укажет глас. Например, Неделя 27-я по Пятидесятнице: 27-1=26. 26:8=3, остаток 2, значит, в эту Неделю будет 2-й глас. Если остатка нет, то поется 8-й глас. i Протопресвитер Валерий Лукьянов. Богослужебныя заметки. Джорданвиль, 2001.
Исполнение эксапостилариев. После «Свят Господь Бог наш» читается Эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха. Если святому в Минее есть светилен, то: эксапостиларий воскресный, «Слава…» светилен святому, «И ныне…» Богородичен Октоиха. i 2., с.313-314; 3., часть 1 с.695-696; 4., вып.2, с.295-298; 5., с.56-57.
«Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу» поется на текущий глас Октоиха. Затем поются
стихиры на хвалитех – воскресные Октоиха на 8. К первым 6 стихирам припевы обычные как в Часослове (с.62) «Сотворити в них суд написан…». К последним 2 стихирам два дополнительных, по содержанию соответственно воскресных стиха «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи…» (напечатаны на ряду в Октоихе). i 1., с.32-33; 2., с.314-315; 4., вып.2, с.299-303; 5., с.39. Если святой со славословием и выше, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другим H.
«Слава…» утренняя Евангельская стихира, одна из 11, с тем же порядковым номером, что и Евангелие и повествует о том же событии G. Перед стихирой в Октоихе указано, на какой глас ее нужно петь. Стихиры 1-8 гласов и поются соответственно на 1-8 гласы. Так как гласов всего 8, то для оставшихся трех стихир подобраны следующие гласы: 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я на 6-й, 11-я на 8-й глас. i 2., с.317; 4., вып.2, с.303-304; 5., с.39-40. В некоторые воскресные дни, например, в период пения Постной и Цветной Триодей и др. Евангельская стихира заменяется другим, указанным на ряду, песнопением (i 8., с.80).
«И ныне…» и «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» на 2-й глас. Это песнопение напечатано на ряду в 1-ом гласе Октоиха и в Часослове (с.63) после стихов для хвалитных стихир, а также в Типиконе и Ирмологии. В виду большого значение этого Богородична он не отменяется в воскресение на утрени даже в случае совпадения последнего с Двунадесятым Богородичным праздником. i 2., с.317-318; 4., вып.2, с.303-304.
X При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник перед престолом с воздетыми руками возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет»,
хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…». Это 1-я редакция славословия в Часослове (с.64), по объему короче будничного. В Уставе есть замечания, что славословие нужно петь «тихогласно». Начатое ангельской песнью славословие и оканчивается песнью ангельской (по преданию) «Святый Боже…». i 2., с.318-321; 4., вып.2, с.305-312; 8., с.81.
Сразу после славословия хор поет тропарь воскресный один из 2-х чётного или нечётного гласа. Если текущий глас 1-й, 3-й, 5-й или 7-й, то поется тропарь «Днесь спасение миру бысть…». Если текущий глас 2-й, 4-й, 6-й или 8-й, то поется тропарь «Воскрес из гроба…». Оба эти тропаря напечатаны в Часослове (с.66), а в Октоихе на ряду напечатан именно соответствующий тропарь. Эти тропари больше ни в какой другой момент службы не поются и не читаются. i 4., вып.2, 313-314.
Сугубая ектения (с «Помилуй нас, Боже…») i 4., вып.2, с.315.
Просительная ектения i 4., вып.2, с.316.
Окончание:
свящ.: «Премудрость»
хор: «Благослови»
свящ.: «Сый благословен…»
хор: «Аминь. Утверди, Боже…»
свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
хор: «Честнейшую Херувим…»
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»
хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит полный (великий) отпу́ст i 1., с.320-326; 2., с.234-237, X царские врата затворяются, задергивается завеса.
Хор: «[Аминь] Великого Господина…»
i 1., с.33-34., 2., с.327; 4., вып.2, 315-322.
«Приидите, поклонимся…» и 1-й час, на котором читаются тропарь воскресный и святого, кондак только воскресный (в случае совпадения с воскресным днем какого-либо праздника кондаки – по Уставу). i 1., с.238-243.
После того, как священник прочитает молитву часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»
хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит малый отпу́ст i 2., с.234-237
хор: «[Аминь] Господи, помилуй (трижды)».
Образец составления великой вечерни и утрени воскресного всенощного бдения (если малый святой) см. в Приложении – Схемы № 4а, 5а.
? Самостоятельно составить службу – великую вечерню и утреню воскресного всенощного бдения (если малый святой) на 29-е июля, глас 8-й.
Службы малых и средних праздников в Неделю.
К малым праздникам относятся знаки - святой «на 6» или шестеричный и - со славословием. К средним праздникам относятся знаки - полиелей и - бдение. (Более подробно обо всех знаках праздников см. в разделе «Службы малых и средних праздников в седмичные дни» H).
Знаки праздников печатаются только в месяцеслове Типикона и Следованной Псалтири, в Минее их нет.
Как уже было сказано, что пространные указания о совершении воскресного всенощного бдения во 2-й главе Типикона и начале 1-й части Октоиха даны с расчетом, что святой Минеи не имеет никакого знака праздника.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.