Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 21

Есть еще один простой способ определять ряд Евангелия. Необходимо порядковое число Недели по Пятидесятнице разделить на 11 (количество утренних воскресных Евангелий), число остатка означает рядовое Евангелие. Например, Неделя 32-я по Пятидесятнице: 32:11=2, остаток 10, значит, на воскресной утрени этой Недели должно читаться 10-е Евангелие, 10-й эксапостиларий и утренняя стихира. Если число Недели делится на 11 без остатка, то Евангелие 11-е.

Подобным образом можно определить и глас Недели. Для этого необходимо от порядкового числа Недели по Пятидесятнице отнять 1 и разделить на 8; остаток укажет глас. Например, Неделя 27-я по Пятидесятнице: 27-1=26. 26:8=3, остаток 2, значит, в эту Неделю будет 2-й глас. Если остатка нет, то поется 8-й глас. i Протопресвитер Валерий Лукьянов. Богослужебныя заметки. Джорданвиль, 2001.

Исполнение эксапостилариев. После «Свят Господь Бог наш» читается Эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха. Если святому в Минее есть светилен, то: эксапостиларий воскресный, «Слава…» светилен святому, «И ныне…» Богородичен Октоиха. i 2., с.313-314; 3., часть 1 с.695-696; 4., вып.2, с.295-298; 5., с.56-57.

«Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу» поется на текущий глас Октоиха. Затем поются

стихиры на хвалитех – воскресные Октоиха на 8. К первым 6 стихирам припевы обычные как в Часослове (с.62) «Сотворити в них суд написан…». К последним 2 стихирам два дополнительных, по содержанию соответственно воскресных стиха «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи…» (напечатаны на ряду в Октоихе). i 1., с.32-33; 2., с.314-315; 4., вып.2, с.299-303; 5., с.39. Если святой со славословием и выше, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другим H.

«Слава…» утренняя Евангельская стихира, одна из 11, с тем же порядковым номером, что и Евангелие и повествует о том же событии G. Перед стихирой в Октоихе указано, на какой глас ее нужно петь. Стихиры 1-8 гласов и поются соответственно на 1-8 гласы. Так как гласов всего 8, то для оставшихся трех стихир подобраны следующие гласы: 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я на 6-й, 11-я на 8-й глас. i 2., с.317; 4., вып.2, с.303-304; 5., с.39-40. В некоторые воскресные дни, например, в период пения Постной и Цветной Триодей и др. Евангельская стихира заменяется другим, указанным на ряду, песнопением (i 8., с.80).

«И ныне…» и «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» на 2-й глас. Это песнопение напечатано на ряду в 1-ом гласе Октоиха и в Часослове (с.63) после стихов для хвалитных стихир, а также в Типиконе и Ирмологии. В виду большого значение этого Богородична он не отменяется в воскресение на утрени даже в случае совпадения  последнего с Двунадесятым Богородичным праздником. i 2., с.317-318; 4., вып.2, с.303-304.

X При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник перед престолом с воздетыми руками возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет»,

хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…». Это 1-я редакция славословия в Часослове (с.64), по объему короче будничного. В Уставе есть замечания, что славословие нужно петь «тихогласно». Начатое ангельской песнью славословие и оканчивается песнью ангельской (по преданию) «Святый Боже…». i 2., с.318-321; 4., вып.2, с.305-312; 8., с.81.

Сразу после славословия хор поет тропарь воскресный один из 2-х чётного или нечётного гласа. Если текущий глас 1-й, 3-й, 5-й или 7-й, то поется тропарь «Днесь спасение миру бысть…». Если текущий глас 2-й, 4-й, 6-й или 8-й, то поется тропарь «Воскрес из гроба…». Оба эти тропаря напечатаны в Часослове (с.66), а в Октоихе на ряду напечатан именно соответствующий тропарь. Эти тропари больше ни в какой другой момент службы не поются и не читаются. i 4., вып.2, 313-314.

Сугубая ектения (с «Помилуй нас, Боже…») i 4., вып.2, с.315.

Просительная ектения i 4., вып.2, с.316.

Окончание:

свящ.: «Премудрость»  

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

хор: «Честнейшую Херувим…»

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит полный (великий) отпу́ст  i 1., с.320-326; 2., с.234-237, X царские врата затворяются, задергивается завеса.

Хор: «[Аминь] Великого Господина…»

i 1., с.33-34., 2., с.327; 4., вып.2, 315-322.

«Приидите, поклонимся…» и 1-й час, на котором читаются тропарь воскресный и святого, кондак только воскресный (в случае совпадения с воскресным днем какого-либо праздника кондаки – по Уставу). i 1., с.238-243.

После того, как священник прочитает молитву часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит малый отпу́ст i 2., с.234-237

хор: «[Аминь] Господи, помилуй (трижды)».

Образец составления великой вечерни и утрени воскресного всенощного бдения (если малый святой) см. в Приложении – Схемы № 4а, 5а.

? Самостоятельно составить службу – великую вечерню и утреню воскресного всенощного бдения (если малый святой) на 29-е июля, глас 8-й.

Службы малых и средних праздников в Неделю.

К малым праздникам относятся знаки   - святой «на 6» или шестеричный и   - со славословием. К средним праздникам относятся знаки - полиелей и - бдение. (Более подробно обо всех знаках праздников см. в разделе «Службы малых и средних праздников в седмичные дни» H).

Знаки праздников печатаются только в месяцеслове Типикона и Следованной Псалтири, в Минее их нет.

Как уже было сказано, что пространные указания о совершении воскресного всенощного бдения во 2-й главе Типикона и начале 1-й части Октоиха даны с расчетом, что святой Минеи не имеет никакого знака праздника.