Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 2

На Руси сначала был принят Студийский Устав с элементами Устава Ве­ли­кой Церкви и с местными особенностями. В 14-15 веках его сменяет Иеру­са­лим­ский Устав, но в нем остаются следы влияния принятого ранее Устава.

Первое печатное издание Типикона в России было в [L.D.5] 1610 году при патриархе Гермогене, это издание [L.D.6] было исправлено патриархом Филаретом. Следующее Издание [L.D.7] Типикона было в 1682 г. при патриархе Иоакиме, затем в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.

Последнее издание Типикона было осуществлено в 1954 го­ду по благословению Святейшего Патриарха Алексия. В нем опу­щена Пасхалия, вместо которой имеется приложение: тропари и кондаки новопрославленным Русским святым.

i 4., вып. 1, с.248-250, 258-260, 319-326, 372-375, 393-400, 410-411, 415-417, 492; 5., с.63-84, 130-142; 6., Лекция 2, с.20-38; 7., Лекция 2, с.15-19.

Состав богослужения.

Из чего же состоит наше православное богослужение? Что поют и читают в храме? Не так давно было время, когда главной задачей было совершать богослужение как таковое, чтобы сохранить и передать его потомкам. Сейчас же предоставлена полная свобода и все возможности для более глубокого осмысления содержания церковных последований. Очень важно это для учащихся духовных учебных заведений – будущих священно-церковно- служителей и регентов, которые, в свою очередь, смогут передать свои знания верующим.

О необходимости знать историю богослужебных текстов прекрасно говорит преподаватель православного Свято-Тихоновского богословского института М.С.Красовицкая: «…нельзя допустить, чтобы богослужение сливалось в единый нерасчленимый поток. Обязательно нужно почувствовать отличительные особенности каждого текста: откуда он? Почему он в этом месте службы? Кто его сочинил? Что это – боговдохновенное Св. Писание или сочинение песнописца? Древний христианский гимн или молитва, написанная в прошлом году? Такое понимание необходимо не для оценки или построения некой иерархии, а для яркого и объемного ощущения богослужения. Каждая часть службы заиграет своими красками и будет неповторима» (6., с.57).

Основные богослужебные тексты.

$

Священное Писание Ветхого и Нового Завета. За богослужением читаются, в основном, крупные отрывки Св.Писания. Евангелие читается: 1) на Литургии; 2) на воскресной и праздничной утрени; 3) в особых случаях – на часах. Деяния и послания апостольские читаются: 1) на Литургии; 2) на вечерне как паремии; 3) в особых случаях – на часах. Отрывки из книг Ветхого Завета читаются на великой вечерне как паремии, а также поются в виде Библейских песен на великопостных (по современной практике) утренях. Из Ветхого Завета необходимо особо выделить Псалтирь. Псалмы изначально были основой христианского богослужения. В современном богослужении Псалтирь употребляется следующим образом: 1) псалмы поются и читаются целиком – кафизмы, 3 псалма на часах, 103-й псалом в начале вечерни, шестопсалмие, два псалма в начале и 33-й псалом в конце Литургии, псалмы в составе повечерия и др.; 2) из псалмов взяты отдельные стихи – прокимны, припевы (стихи) к стихирам, стихи к величаниям и др.; 3) парафразами псалмов являются некоторые новозаветные песнопения, например, «Сподоби, Господи» и Великое славословие. i 6., Лекция 5, с.57-61.

Евангельские песнопения. Текст этих песнопений и молитв (полностью или частично) взят из Евангелия, иногда он немного изменен. К этой группе относятся песнопения: «Ныне отпущаеши», «Величит душа Моя Господа…»,  «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», «Слава в вышних Богу…», Блаженны - «Во Царствии Твоем…». Сюда же можно отнести и «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», взятое из книги Иова. i 6., Лекция 5, с.58-59.

Гимнографические тексты. Это песнопения, составленные христианскими авторами (прославленными в лике святых и непрославленными) в честь Господа, Божией Матери, святых. Основные из них суть следующие:

тропарь – краткое песнопение, прославляющее данный праздник. Обычно такой тропарь праздника или святому один на всю службу, в отличие, например, от стихир, седальнов и др. Тропарь является самым древним песнопением (4 в.). Тропарь праздника необходимо отличать от тропарей канона или тропарей на Блаженнах (их много). В широком смысле слова тропарь – это гимнографическая единица, строфа, поэтому не нужно удивляться при обнаружении надписи «тропари» над стихирами.

кондак – песнопение, очень схожее с тропарем, но более полно освещающее празднуемое событие. По мнению профессора Киевской Духовной Академии М. Скабаллановича, если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутреннюю и наоборот. В древности кондаки представляли собой обширное песнопение, схожее с акафистом. Первым их творцом считается прп. Роман Сладкопевец (5-6 вв.).

стихира – переводитсякактропарь, поемый со стихом псалма. В древности стихиры по объему были не на много длиннее стихов. Краткость песнопений свидетельствует об их древности. Виды стихир: 1) стихиры на «Господи, воззвах»; 2) стихиры на литии; 3) стихиры на стиховне; 4) стихира «по 50-ом псалме»; 5) стихиры на хвалитех; 6) евангельская стихира. Названия стихир указывают на место нахождения их в службе.

канон – обширное песнопение, составленное по определенным правилам. Канон состоит из песней, а каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей канона. Начало этого жанра относится к 7-8 векам.

седален – песнопение, во время чтения которого полагалось сидеть. На службе различные седальны читаются в нескольких моментах службы.

светилен (или эксапостиларий) – песнопение, которое читается или поется в заключение канона. Название происходит оттого, что в светильнах часто говорится о божественном свете и момент службы, когда они по Уставу должны читаться, совпадает с естественным рассветом.

Богородичен – это песнопение в честь Пресвятой Богородицы. По форме это может быть стихира, тропарь, седален, тропарь канона, светилен. Богородичном обычно заканчивается ряд изменяемых песнопений. В Богородичнах среды и пятницы говорится о страданиях Божией Матери при Кресте, поэтому они называются Крестобогородичнами.