i 4., вып. 1, с.365-372; 5., с.21-62, 85-89; 6., Лекция 5, с.67-74; 8., с.18-29.
Богослужебные книги.
Типикон – книга, в которой изложены время, порядок совершения общественного богослужения, его состав. «Типикон» переводится с греческого как «образец», на церковно-славянском языке эта книга еще называется Устав.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ И КНИГИ,
ИМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ.
В составе общественного богослужения есть песнопения и молитвословия, которые повторяются каждый день в определенное время суток. С ними перемежаются песнопения, которые поются не каждый день, но меняются в зависимости от дня седмицы (недели) и даты года, повторяемые намного реже. Для удобства изучения все молитвословия и песнопения принято делить на так называемые богослужебные круги. Таких кругов 4 (по другим источникам - 3). В их названиях отражено, с какой цикличностью повторяются молитвословия каждого из кругов. Все они друг с другом тесно взаимосвязаны и вместе образуют достаточно сложную, но логически построенную структуру богослужения.
Суточный (или дневной) богослужебный круг – это молитвы (и церковные службы), совершаемые каждодневно.
Седмичный (или недельный) богослужебный круг – это песнопения и молитвословия, изменяемые в зависимости от дня седмицы и гласа.
Годовой богослужебный круг – это песнопения и молитвословия, изменяемые в зависимости от даты года.
Пасхальный цикл - песнопения и молитвословия этого круга задействованы в богослужении только части года – от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех Святых. Богослужения Пасхального цикла содержатся в Триоди Постной (в двух частях) и Триоди Цветной. Подробно этот материал изучается на 2-ом курса РДС. i 6., Лекция 3, с.47, 54-55; 7., Лекция 4, с.44-45.
СУТОЧНЫЙ (ДНЕВНОЙ) БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ.
$
Это самый маленький круг, и, составляющие его, молитвословия повторяются наиболее часто. Он содержит 9 (по числу чинов Ангельских) церковных служб. Суточный богослужебный круг начинается с вечера (конкретно с вечерни). И в Ветхозаветной Церкви день начинался с вечера, так как считалось, что с вечера началось сотворение мира «…и бысть вечер, и бысть утро – день един…». С древности молитвословия определенного времени суток посвящены воспоминанию какого-либо важного священного события. Так, например, на 3-ем часе воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Что воспоминается на остальных службах, изложено в соответствующих разделах конспекта (i 6., Лекция 3, с.41-43).
Суточный богослужебный круг отражен в следующих богослужебных книгах:
1. Часослов.Есть обычный и Великий Часословы. Они содержат неизменяемые песнопения суточных служб (кроме Литургии), которые поются и читаются на клиросе.
2. Следованная Псалтирь. Кроме неизменяемых песнопений суточных служб (таких же, как в Часослове) содержит псалмы, месяцеслов, тропари и различные другие дополнительные песнопения.
3. Служебник.Содержит молитвы и прошения, которые на всех суточных службах произносят или про себя читают священнослужители – священники и диаконы.
Порядок суточных служб по Часослову.
$
В Часослове службы расположены в порядке их совершения в течение астрономического дня. Богослужебный же день (как говорилось выше) и празднование какого-либо церковного праздника начинается с вечерни.
1. Полунощница (повседневная, субботняя, воскресная)
2. Утреня
3. 1-й час
4. 3-й час
5. 6-й час
6. Изобразительны – Литургия
7. 9-й час
8. Вечерня
9. Повечерие (великое и малое)
Литургия не входит в счет суточных служб (как Пасха не входит в счет Двунадесятых праздников), она является их вершиной. Задача остальных служб – духовно приготовить нас к Литургии. По Уставу в некоторые дни года Литургию не положено служить, вместо нее должны совершаться изобразительны. Эта краткая служба содержит некоторые элементы Литургии.
Как вы понимаете, невозможно все эти службы совершить все сразу, даже в условиях монастыря. Поэтому их необходимо равномерно распределить в продолжение дня. По монастырскому порядку (который и изложен в Типиконе) на богослужение в храм собираются три раза в сутки. Исходя из этого, вокруг 3-х наиболее важных и продолжительных служб группируются остальные:
o ранним утром – полунощница, утреня, 1-й час
o после перерыва – 3-й час, 6-й час, изобразительны – Литургия, трапеза
o вечером – 9-й час, вечерня, трапеза, повечерие
В условиях современной приходской жизни три раза в сутки собираться в храм для совершения богослужения трудно, поэтому службы группируются по-другому:
o утром – 3-й час, 6-й час, Литургия
o вечером – 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час
или (не общепринятая практика):
o утром – утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, Литургия
o вечером – 9-й час, вечерня
Для мирян полунощнице как бы соответствуют утренние молитвы, а повечерию – вечерние молитвы.
i 6., Лекция 3, с.40-43, 46, 50; 7., Лекция 2 и 4, с.27-31, 41-42,46; 8., с.4-6,11-13.
СЕДМИЧНЫЙ (НЕДЕЛЬНЫЙ) БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ.
$
Седмичный богослужебный круг начинается с Недели, то есть с воскресения (на литургическом языке Неделей называется воскресение, а седмицей – все 7 дней недели в нашем понимании) и оканчивается субботой.
Каждый день седмицы посвящен воспоминанию какого-либо важного священного события или святого:
Неделя (воскресение) – Воскресению Христову,
понедельник – бесплотным силам Небесным,
вторник – ветхозаветным праведникам, особо св. Иоанну Предтече,
среда – Кресту (предательство Христа Иудой),
четверг – новозаветным святым, особо свв. апостолам и свт. Николаю,
пятница – Кресту (Крестные страдания и смерть Спасителя),
суббота – всем святым и усопшим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.