Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 23

? Самостоятельно составить службу – великую вечерню и утреню воскресного всенощного бдения (святой с бдением) на 20-е июля, глас 7-й.

Праздники Богородицы в Неделю.

В зависимости от знака праздника службы Богородице в составлении службы необходимо руководствоваться 5-й, 4-й или 3-й главами Типикона.

В малые и средние праздники Богородицы в честь Ее чудотворных икон, перенесения Ризы и др. в Минее на ряду напечатаны песнопения, посвященные Божией Матери и поемые на «Слава, и ныне…», т.е. нет Славников, после которых обычно поются Богородичны из приложений Минеи. Вследствие этого Богородичны из приложений Минеи не используются и соединение служб воскресной и празднику Богородицы имеет некоторые особенности:

1.  На «Господи, воззвах…» на «Слава…» поется стихира праздника Богородицы (напечатанная на «Слава, и ныне…»), на «И ныне…» поется Догматик гласа Октоиха.

2.  На литии поется стихира храма, «Слава, и ныне…» стихира праздника Богородицы (напечатанная на литии или на стиховне).

3.  На стиховне поются стихиры воскресные Октоиха, «Слава, и ныне…» стихира праздника Богородицы.

4.  На «Бог Господь…» поется тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне…» тропарь праздника Богородицы.

5.  По 9-й песни канона читается эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне…» светилен праздника Богородицы.

? Самостоятельно составить службу – великую вечерню и утреню воскресного всенощного бдения (в Минее служба Богородице полиелейная или бденная) на 8-е июля (Казанской иконе Богородицы), глас 7-й, руководствуясь Схемами Приложения № 4б, 5б и № 4в, 5в, а также учитывая вышеперечисленные особенности.

Недели (воскресные дни) годового круга,

когда не совершается память рядового святого.

1.  Неделя, ближайшая к 11 октября – в эту Неделю совершается память Святых Отец 7-го Вселенского Собора; служба Отцам в Минее 11 октября.

2.  Неделя Святых Пра́отец – примерно за 2 седмицы до Рождества Христова; служба в Минее 11 декабря.

3.  Неделя перед Рождеством Христовым – Святых Отец; служба в Минее 18 декабря.

4.  Неделя по Рождестве Христовом, память Святых Богооте́ц – праведного Иосифа Обручника, Давида царя и ап. Иакова, брата Господня; служба в Минее 26 декабря.

5.  Неделя, ближайшая к 16 июля – память Святых Отец шести Вселенских Соборов; служба в Минее 16 июля.

6.  Все Недели Пасхального цикла – от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех Русских Святых; службы в Постной и Цветной Триодях.

Службы святым, выпавшие на вышеперечисленные Недели должны быть совершены в другой день или вычитываться заранее на повечериях.

Подробно эти службы рассматриваются на 2-ом курсе РДС.

Особенности воскресного всенощного бдения,

если в Минее служба двум малым святым.

Начальные главы Типикона о воскресных службах не содержит указаний о соединении воскресной службы со службой двум малым Минейным святым. Однако в 52-й главе Типикона на это есть косвенное указание – там изложен порядок пения тропарей на «Бог Господь» при наличии двух святых.

Указания о службе такого рода можно найти в других богослужебных книгах. Так указания о воскресной службе при двух малых святых изложены в Общей Минее, изданной в Московской Синодальной Типографии в 1845 году. В Богослужебных Указаниях, издаваемых на каждый год Издательским Советом РПЦ, подробно изложен порядок служб на каждый день, в том числе и воскресной службы с двумя малыми святыми в Неделю, если в конкретном году службы так совпали.

Согласно этим книгам особенности службы следующие:

1.  На «Господи, воззвах» стихиры Октоиха на 4, 1-го святого Минеи на 3 и 2-го святого на 3. «Слава…» святого, если есть, «И ныне…» Богородичен Догматик гласа Октоиха.

2.  На утрени на «Бог Господь» поется тропарь воскресный 1 раз, затем тропарь 1-го святого 1 раз, «Слава…» тропарь 2-го святого, «И ныне…» Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого. Если обоим святым один тропарь, то порядок пения тропарей обычный.

3.  Канон воскресный на 4, Богородицы на 2, 1-го святого на 4, 2-го святого на 4.

4.  По 3-й песни кондак и икос 1-го святого, кондак 2-го святого, седален, «Слава, и ныне…» Богородичен Минеи.

5.  На часах тропарь воскресный, «Слава…» тропари святых попеременно. Кондак на всех часах воскресный.

Особенности великой вечерни воскресной службы,

если не совершается всенощное бдение.

Если накануне воскресного дня нет возможности служить всенощное бдение, а служится только великая вечерня, то она совершается с некоторыми особенностями:

1.  Начальный возглас великой вечерни «Благословен Бог наш…».

2.  Читается Начало обычное, если вечерне не предшествовал 9-й час.

3.  103-й псалом читается.

4.  Не совершается лития.

5.  По «Отче наш…» поется воскресный тропарь гласа, «Слава, и ныне…» «воскресный» Богородичен (оба эти песнопения печатаются на ряду в Октоихе в конце великой вечерни).

6.  Окончание великой вечерни:

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

хор: «Честнейшую…»

свящ.: «Слава Тебе Христе…»

хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит отпуст,

хор поет многолетие.

Воскресная утреня совершается обычным порядком.


 [L.D.1]?

 [L.D.2]II – III ?

 [L.D.3]На мой взгляд не очень удачно сформулировано. Правда, у меня тоже. «Чины этих служб и богослужебные тексты не сохранились. Исключение составляет известный текст «свете тихий» и некоторые другие.»

 [L.D.4]Я бы всё-таки писала века римскими цифрами.

 [L.D.5]осуществлено

 [L.D.6]Вместо это издание лучше «и позднее»

 [L.D.7]Затем Типиконы издавались