Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 17

103-й псалом (он называется «предначинательный») поется. Этот псалом должен петься торжественно. Есть несколько вариантов исполнения. Например, один из древнейших: один певец поет стихи псалма, а хор к каждому стиху припевает один из припевов «Благословен еси, Господи»,  «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». i 4., вып.2, с.64-69. Можно часть стихов петь с припевами, а остальные прочитывать в тон. В современной практике поют несколько избранных стихов этого псалма с припевами, «Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже (трижды) ». X В это время совершается каждение храма. Интересно отметить, что по Типикону каждение храма совершается еще до возгласа «Слава Святей…» в полной тишине. i 4., вып.2, с.54-61.

Великая ектения

«Блажен муж…» поется. Это начальные слова 1-го псалма. По Уставу должна стихословится, т.е. петься вся 1-я кафизма Псалтири, припевая к каждому стиху троекратное «Аллилуйя». 1-я Слава этой кафизмы должна петься на 8-й глас, остальные 2 – на глас Октоиха. После каждой Славы полагается малая ектения. В современной практике поют 6 избранных стихов  1-ой Славы с троекратным «Аллилуйя», «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды). i 1., с.17; 4., вып.2, с.103-107.

Малая ектения

«Господи, воззвах…» поется на глас Октоиха. Поются стихи «Положи, Господи, хранение…».

Стихиры на «Господи, воззвах…» на 10.

Если святой Минеи без знака, то воскресные стихиры Октоиха на 7 и стихиры святому на 3. Стихиры в Октоихе имеют наименования. Первые 3 - «воскресны», автором их является прп. Иоанн Дамаскин. Следующие 4 - «анатолиевы» или, более правильно, «восточны». По содержанию они тоже воскресные, а разницу в названиях можно объяснить неточным переводом с греческого. Последние 3 стихиры в честь Пресвятой Богородицы творение Павла Аморрейского. Они поются в том случае, если в храме нет Минеи и нет возможности спеть стихиры святому. i 4., вып.2, с.116-120. Если святой Минеи имеет знак праздника H, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другое. H Во время пения «Господи, воззвах…» и стихир совершается каждение.

«Слава…» святому Минеи, если есть

«И ныне…» (или «Слава, и ныне», если святому нет стихиры на «Слава») Богородичен Догматик гласа Октоиха. Догматик – это песнопение, которое содержит догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и приснодевстве Богородицы Марии. Автором Догматиков является прп. Иоанн Дамаскин. Догматики напечатаны на ряду в Октоихе, а также в 1-ом приложении Минеи. i 1., с.18-20; 4., вып.2, с.120-121.

Вход с кадилом. При пении «И ныне…» отверзаются царские врата.        X ' Священник, которому предшествуют два свещеносца и диакон с кадилом, выходит северными дверями, читая молитву входа, и становится перед царскими вратами. По окончании пения диакон (или священник, если служит без диакона) «знаменает кадилом ко царским дверем крестообразно» и возглашает «Премудрость, прости». i 1., с.20-21; 4., вып.2, с.122-131; На вечерне вход с кадилом бывает бывает в Неделю, в праздники с полиелеем и бдением и др. i 8., с.45-46.

Хор поет:

«Свете Тихий…»

диакон: «Вонмем», свящ.: «Мир всем»

[хор: «И духови твоему»] – по традиции некоторых храмов поется.

Диакон: «Премудрость. Прокимен глас шестый «Господь воцарися, в лепоту облечеся»». Как и все прокимны дня, он напечатан в Часослове, имеет три стиха. Интересно отметить, что по Типикону прокимен возглашает не священник или диакон, а канонарх. X После исполнения прокимна царские врата закрываются. i 1., с.20-21; 4., вып.2, с.141-143.

Сугубая ектения (со слов «Рцем вси…»)

«Сподоби, Господи…»

Просительная ектения

Лития.

Лития.

С греческого лития переводится как усердное моление. Устав знает литии 4-х видов: 1) «лития вне монастыря» в некоторые Двунадесятые праздники; 2) лития на великой вечерне; 3) лития по окончании воскресной и праздничной утрени; 4) лития за упокой (после будничной вечерни и утрени). Общее у всех литий исхождение из храма, в первом случае полное, а в остальных – в притвор. Такое исхождение имеет несколько значений: 1) как перемена места молитвы для оживления молитвенного внимания; 2) миссия с целью сообщения благодати окружающему миру; 3) удалением из храма выражается наше недостоинство молиться в нем.

Первоначально лития была именно молитвой во время общественных бедствий в местах, подверженных этим бедствиям. Однако, уже в 3-ем веке существуют загородные процессии радостно-торжественного характера (не называвшиеся литией), которые особое развитие получили в Иерусалимской Церкви. Они совершались сначала по праздникам в местах соответствующих Священных событий (например, на Рождество Христово в Вифлееме). Примерно с 4-го века уже на каждой воскресной службе совершается лития, схожая с нынешней. Прототипом литии считаются древние агапы.

Нынешняя лития на великой вечерне есть наследие Иерусалимской праздничной литии с элементами покаянно-молитвенной литии. В теперешнем виде лития состоит из обрядов, песнопений и молитв.

1) ' Перед литией на середине храма поставляется столик (тетрапод, четвероножец), на нем блюдо с 5 хлеба́ми, сосуды с елеем (справа), вином (слева) и пшеницей (которые будут освящены в конце вечерни H). X Священнослужители выходят из алтаря царскими вратами (по Уставу – северными дверями при закрытых царских) и становятся в конце храма (по Уставу – в притворе), перед этим совершив каждение праздничной иконы и столика с веществами. Интересно отметить, что древние редакции Иерусалимского Устава указывали исхождение во время литии в другие храмы и молельни монастыря. На пути в каждый из храмов пелись его стихиры и в каждом произносилось одно литийное прошение. Заключение литии совершалось в главном храме. i 4., вып.2, с.163-166.