Методические указания к лабораторным работам "Изучение законов сохранения при соударении двух шаров", "Изучение вращательного движения на маховике Обербека", "Изучение закона сохранения момента импульса", "Измерение момента инерции маятника Максвелла", страница 5

Из приведённых выше формул следует, в частности, что аналогом массы при вращательном движении является момент инерции I; определению Iмаховика Обербека при различных положениях грузов на спицах и посвящена настоящая работа.

Напомним, что момент инерции тела Iотносительно некоторой оси являет­ся мерой инертности тела при вращении его вокруг этой оси. Для материальной точки момент инерции равен произведе­нию ее массы на квадрат расстояния до оси вращения:

I = mr2,

а для тела, которое можно представить в виде системы боль­шого количества материальных точек (рис. 1.а), момент инерции отно­сительно некоторой оси вращения равен сумме произведений масс всех материальных точек на квадраты их расстояний до этой оси:

16

 
I= .                                            (1)

 


Для вычисления момента инерции сплошного тела его мысленно разбивают на бесконечное малые области с массами dm, каждая из которых находится на своём расстоянии r от оси вращения (рис. 1.б); I находят интегрированием по всем этим областям:

I=.

Понятно, что момент инерции зависит не только от общей массы тела, но и от формы тела, а также – от распределения массы по его объёму (так, например, какие-то части тела могут быть изготовлены из более тяжёлого материала, а какие-то – из более лёгкого).

Ось вращения может проходить через центр масс те­ла, а может и находиться вне его (рис. 1.в). Во втором случае для вычисления момента инерции пользуются теоремой Штейнера.

Момент инерции тела I относительно произвольной оси равен сумме момента инерции I0 относительно оси, парал­лельной данной и проходящей через центр масс тела, и произведения массы тела т на квадрат расстояния d между осями:

I = I0 + md2.                                          (2)

При конструировании технических устройств, содержащих вращающиеся детали (на железнодорожном транспорте, в са­молетостроении, электротехнике и т.д.), требуется знание величин моментов инерции этих деталей. При сложной форме тела теоретический расчет его момента инерции может оказаться трудно вы­полнимым. В этих случаях предпочитают измерить момент инерции нестандартной детали опытным путем.

17

 
Маятник Обербека (рис. 2), момент инерции которого предлагается определить в данной лабораторной работе, представляет собой четыре стержня (1), закрепленные в муфте (2). Ось вращения муфты расположена горизонтально. На каждом из стержней имеется груз (3), который с помощью специальных фиксаторов может раз­мещается на любом расстоянии от оси муфты. Та­ким образом, момент инерции конструкции может изменяться в широких пределах. Раскрутка маят­ника Обербека осуществляется с помощью нити (5), предварительно намотанной на цилиндриче­скую поверхность муфты. К нижнему концу нити прикрепляются перегрузки (6) различной массы. Для проведения измерений муфта маятника Обербека надета на ось датчика угловой скорости (4), что позволяет записывать значения скорости враще­ния во время движения.

При выполнении лабораторной работы Вам необходимо измерить момент инерции маятника Обербека в двух случаях: в отсутствие грузов на стержнях и при мак­симальном удалении грузов от оси вращения.  В каждом случае раскрутка маятника проводится одним из двух перегрузков (6) – по выбору преподавателя.

Рассмотрим движение маятника Обербека, используя законы динамики. Перегрузок (6) мас­сой тП на нити (5) дви­жется поступательно с ускорением a под действием силы тяжести mПg и силы натяжения нитиT. Можно записать уравнение второго закона Ньютона для этого груза:

mПg - T = mПa.                                        (3)

Отсюда находим силу натяжения нити: Т = тП(g - а) и вычисляем момент M этой силы относительно оси вращения:

M = Tr = тП(g - а)r ,                                  (4)

где r – радиус цилиндрической поверхности-муфты, на которую намотана нить).

18

 
Теперь используем основной закон динамики вращательного движения для анализа движения маятникаОбербека. Пренебрегая моментом силы сопротивления движению грузовсо стороны воздуха и моментом силы трения в подшипниках датчика угловой скоро­сти, запишем:

тП(g - а)r = e,                              (5)

где e - угловое ускорение вращающегося маятника, причём а = er.

Эта формула может быть использована для определения момента инерции I1 крестовины с грузами:

I1= mП(g -e1r)r/e1                           (6)

и без грузов:

I2= mП(g -e2r)r/e2.                           (7)

Момент инерции крестовины с грузами может быть также представлен в виде:

I1= I2 + Iг ,                                             (8)

где Iг – момент инерции четырёх грузов.

Таким образом, появляется возможность экспериментального определения момента инерции грузов на крестовине:

Iг  = I1- I= mП(g -e1r)r/e1- mП(g -e2r)r/e2.              (9)

Результаты вычислений по формуле (9) предлагается сравнить с теоретическим значением момента инерции грузовIг*, рассчитываемым в предположении, что размерами грузов много меньше расстояния от их центра до оси вращения крестовины:

Iг* = m1R1 2+ m2R2 2 + m3R3 2 + m4R4 2,                  (10)

в которой m1,m2 ,m3 иm4 – массы каждого из четырёх грузов, а R1,R2 , R3 и R4 – расстояния от центров этих грузов до оси вращения.

Порядок выполнения работы

19

 
1. Соберите установку как показано на рис. 2. Штатив собирается с длинной вертикаль­ной стойкой, на которой закрепляется датчик числа оборотов (4) с муфтой (2).Ось вра­щения датчика должна быть горизонтальной. В отверстия муфты необходимо ввернуть четыре одинаковых стержня (1),на которых размещаются подвижные грузы (3), на которых указана их масса. Штангенциркулем три раза измерьте радиус маховика r; полученные результаты и их среднее значение rСР запишите в таблицу 3. Туда же запишите значение массы используемого пeрегрузка (вместе с подставкой).