Ахиллом тяготеет рок: вернуться домой и достигнуть ста-рости или оставаться у стен Трои и погибнуть. Ахиллделает выбор в разгар ссоры с Агамемноном, заявляя освоем возвращении во Фтию (Ил. I, 147—71). Под-тверждает свое решение Ахилл и во время прибытия кнему посольства терпящих поражение ахейцев (Ил. IX,643—55). При этом сохраняется прежняя аргументация:Агамемнон обесчестил Ахилла перед ≪целым народомахейским*.
Заметим, что первоначально Ахилл опирается не навнутренний выбор. Он остается у стен Трои, добываясебе бессмертную славу. И как только Агамемнон вмес-те с Брисеидой отнимает у Ахилла эту славу, он прини-мает решение об отказе от участия в войне. Но вот по-гибает Патрокл, и происходит переоценка ценностей.Честь Ахилла восстанавливается тем, что ахейцы тер-пят ≪позорные бедствия≫. Но какая в этом радость, еслипогиб Патрокл? Ахилл зашел так далеко, что он вообще проклинает вражду и гнев, которые вводят людей в не-истовство (Ил. XVIII, 107—109). Он принимает реше-ние мстить за Патрокла, безотносительно к ≪кодексучести≫ гомеровских героев. Им движут простые челове-ческие чувства. Казалось бы, перед нами впервые при-открывается внутренний человеческий мир. Но нельзяотрывать этот мир человечности от внешнего мира — героики. Иначе сам внутренний мир Ахилла предстанетизвечно человеческим миром, неким ≪сознанием вооб-ще≫. Разве гнев —это не человеческое чувство? Обида,которой руководствовался Ахилл, —это также персо-нификация человеческого чувства. Но в поведении ге-роя они коррелировали с ≪внешними≫ ценностями — поиском чести и славы. идимо, ≪человечность≫ Ахилла также имеет ≪внешние≫ ориентации. Наряду с общ-Культура древнего аираностью ахейцев, существует другая общность —дом.Каждый герой обладает фактической автономией, со-циальной единицей выступает дом (≪ойкос≫). В детстве
Патрокл попал в дом Пелея и вырос вместе с Ахиллом(Ил. ХХШ, 84—0). В дальнейшем он был его другом исоветчиком, помощником и слугою (≪терапонтом≫). Мывидим, как ≪ойкос≫ становится ядром нового по сравне-нию с ахейским войском типа социальных связей. Че-ловечность Ахилла —это человечность личных обяза-тельств перед близкими, преданными ему людьми. Этачеловечность не выходит за пределы дома, это —чело-вечность дружбы (≪филия≫).
Иного типа человечность Гектора. Попытки придать че-ловечности Гектора внесоциальный характер, содержащи-еся в статье А. Шмитца ≪Полярность противоположностейво встрече Гектора с Андромахой (Ил. VI-, 369—02)≫, спра-ведливо подвергла критике И. В. Шталь. А. Шмитц драма-тизирует личность Гектора, считает основным ее содержа-нием осознание бессмысленности человеческого бытия ибезысходности человеческого существования. При этом онобращается к диалогу Гектора и Андромахи. Андромаха со-ветует Гектору остаться на башне и приступить к оборонестен, не принимая боя за их пределами. Просьба Андрома-хи понятна: ее родители и братья уже погибли от рук Ахил-ла. Для нее Гектор —это и ≪отец и любящая матерь≫, и≪единственный брат≫, и ≪прекрасный супруг≫. Она молитне только о себе, но и сыне их Астианаксе. Гектор же ссы-лается на ≪кодекс чести≫ героя: на стыд перед троянцами, вслучае непринятия им боя. Однако, ссылаясь на необходи-мость сражения, он сам вслед за Андромахой повторяет ееопасения:
Твердо я ведаю сам, убеждаюсь и мыслью исердцем,Будет некогда день, и погибнет священная Троя...
(Ил. VI, 447—48)Выбор Гектора в пользу войны перед семьей, смертиперед жизнью и позволяет А. Шмитцу говорить о ≪траги-ческом сознании≫ Гектора, о проявлении им ≪ясной волиэкзистенции≫.
Более сдержанно комментирует ситуацию В. Шаде-вальдт: ≪Героическая миссия Гектора не разрушается им,скорее обосновывается с новой точки зрения. Как бы нивозвышало гордеца чувство чести, его слава тускнеет: своейсудьбы, выделенной ему участи избежать он не может.Мысль расширяется до религиозного в той степени, в ка-кой Гомер знает религиозное: как утверждение неизбежно-го≫. Можно было бы оспаривать и эту оценку встречи Гек-тора и Андромахи. Но есть одно замечание В. Шадевальд-та, которое следует рассмотреть в первую очередь. КогдаГектор говорит о своей обязанности быть перед граждана-ми лучшим, никакие внутренние струны его души, по мне-нию В. Шадевальдта, не тронуты. Боязнь же за жизнь близ-ких людей заставляет его пророчить близкую гибель Трои.Его трогают и тревожат возможные страдания близких. Впервом случае мы имеем дело с внешним ≪я≫, во втором — с ≪я≫ внутренним.Можно согласиться, что при свидании с близкими Гек-тору людьми, прежде всего с матерью, женой и сыном, рас-крываются его внутренние чувства. Гектор —хороший сын,ласковый супруг, заботливый отец. Раскрывается и еще одначерта Гектора: он уже отказывался от осторожных советов.Теперь же предостережения и пророчества Андромахи вы-зывают у него трагическую картину гибели Трои. Но он ос-тается верным ≪кодексу чести≫, в этом проявляется его соци-альное ≪я≫. Но не вступает ли его социальное ≪я≫ в противо-речие с личными устремлениями, не намечается ли здесьпротиворечие личного и общественного?Уходя в сражение, Гектор прощается с сыном и обра-щается к богам с просьбой:
Зевс и бессмертные боги! О, сотворите, да будетСей мой возлюбленный сын, как и я, знаменитКультура древнего мира
среди граждан:Так же и силою крепок, и в Трое да царствуетмощно.
(Ил. VI, 476—78)Нельзя сказать, чтобы эта просьба-мольба не трогаладушу Гектора. Но в этих словах он остается прежним не-преклонным Гектором, следующим требованиям славы ичести, радеющим об интересах граждан. Внутренние переживания, любовь к родным возвышают и усиливают Гек-тора. Делая выбор в пользу сражения, Гектор не отказыва-ется от семьи. Наоборот, в нем просыпается то чувство полисного патриотизма, которое позволило ставить безопас-ность близких в прямую связь с безопасностью полиса. Всыне Астианаксе видит Гектор свое будущее и будущее го-рода. В чувствах к сыну проявляются и чувства к согражда-нам, ≪я≫ внутреннее и ≪я≫ внешнее. Углубление, усложне-ние внутреннего мира человека в соотношении с общей на-правленностью взглядов на полисные интересы характери-зует зарождение ≪полисной личностности≫, на фоне кото-рого ≪ойкосная личностность≫ Ахилла представляется бо-лее узкой и односторонней.АпомоновсНое и дионисипсНое в античной культуре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.