Раздел I.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводстве, компьютерном обеспечении производства, в другом. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.
Очевидно, что культурология как наука XX века не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, она опирается на пределен ную традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.
1.1.1. Античные представления о культуре В понятии «культура≫, восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни≫. И действительно, первое значение данного термина — это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь —земли, поэтому культура —это и возделывание поля, обработка сада, и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее же привычное для нас значение «культуры≫ как воспитания иобразования в этом контексте востфинимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всемобязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.Однако в этом случае контекст (а значит и базовые значения) донятия «культура≫ невольно искажаются. Не принимается в расчет еще одно важное обстоятельство: «культура≫ —это поклонение, почитание, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними вполе и в роще, боги жили в зелени деревьев и прятались втенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в домечеловека, они жили в городе, оберегали городские законыи безопасность граждан. Не случайно известный эллинистМакс Поленц вообще отождествляет благочестие и полисный патриотизм.Но коснувшись темы античного полиса, мы приступили к реконструкции историкокультурного контекста самого понятия «культура≫.
Полис —это город со сравнительнонебольшим числом жителей, но жители, составляющиеядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняла все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т. д.), т. е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура былаодновременно «воспитанием≫, «возделыванием≫ и «культом≫. И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелогомужа из несмышленного ребенка, что и обозначили грекипри помощи понятия «пайдейя≫ (pais —ребенок).Греческий термин «пайдейя≫ обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле: образование; образованность; просвещение; культуру.В этих (далеко не всех возможных) значениях выражаетсяне только идея связи образования с воспитанием, но и идеяглубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения,прочного овладения навыком, что особой высоты достигает в искусстве («техне≫), где эта связь становится особенноясной, когда речь идет о «политике техне* —ражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса.Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области,, а человек как личность, с определившимися ценносгными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности кчеловеку и состоит непреходящая гуманистическая ценностьантичного понимания культуры, в основе которой лежитидеал человека, выступающий целью культурного процесса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ниантичности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры≫ (В. Йегер).Основные ценности греческой пайдейи выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются какнормы и образцы в контексте культуры. Исходным выступает аристократический тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередкогерои Гомера ведут свое происхождение от богов). Но сознатностью происхождения связывается обычно красота,физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытекающие из этого аристократическиедобродетели: умение защитить в бою свою честь, отличитьсяи достичь славы, «славы до небес≫. Добродетели наследуются, но для этого они должны быть защищены в раже нии, единственной школе жизни, доступной гомеровскимаристократам.В полисе «военные добродетели≫ дополняются «гражданскими≫ и путь к ним пролегал через многолетнюю «схолэ≫. «Конечной целью образовательной работы в многолетней афинской школе являлось прежде всего осознание себякак полноправного члена избранного состоятельного афинского общества≫ (Г. Е. Жураковский). У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой ли тературой. Преподавание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под узы ку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнастическое с кусства соединяются в форме состязаний молодежи в томи в другом, причем при стечении зрителей, которыми ыли свободные граждане, а при обсуждении государственныхдел слушателями и зрителями, в свою очередь, становилась молодежь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.