Античные представления о культуре. Культура Древнеи Греции, страница 7

Твердости (доблести —Г. Д.) ж ке дал, в которойверховная власть человека!(Ил. IX, 37—9)

И наоборот, к Гектору, защите и опоре троянцев, Ан-дромаха обращается со словами: ≪Муж удивительный, гу-бит тебя твоя храбрость (доблесть —Г. Д.)!≫ (Ил. VI, 407),Плоды геройской доблести —честь (≪тиме≫), которая име-ет не только духовный, но и материальный смысл: зто честьвладения определенными благами, это почет и уважение,связанные с высоким общественным положение, и вытека-ющие отсюда материальные выгоды. Весьма показательныв этом отношении слова, с которыми Сарпедон обращаетсяк Главку:Сын Гипгголохов! За что перед всеми нас отличают

Местом почетным и брашном, и полной напиршествах чашейВ царстве ликийском и смотрят на нас, как на жителей неба?И за что мы владеем при Ксанфе уделом великим,Лучшей землей, виноград и пшеницу обильно плодящей?Нам, предводителям, между передних героевлккийских

Должно стоять и в сраженье пылающем первымсражаться.(Ил. XII, 310—16)

Не случайно и Ахилл воспринимает обиду, нанесен-ную ему Агамемноном (похищение Брисеиды), как поку-шение на его честь. Остаться без награды, добытой в ≪под-вигах тягостных≫, постыдно, это значит остаться обесси-ленным. Посылая в бой своего друга Патрокла, Ахиллповелевает ему отразить троянцев от судов, но не пора-жать их совершенно, чтобы это еще более не унизило чести Ахилла (XIV, 90). Такого рода понимание чести ставитчеловека в центр общественных связей, обязывая окружа-ющих учитывать ранг героя, его силу и доблесть. ≪Честь≫(≪тиме≫) предстает как индивидуальное право —притяза-ние, по справедливости соответствующее индивидуальнымзаслугам (подвигу), и в условиях борьбы за право, защи-щаемое при необходимости (встречных притязаниях и спо-ре) непосредственным применением силы со стороны но-сителя определенного права (или претендента на это пра-во)≫ (В. С. Нерсесянц. Политические учения Древней Гре-ции. М., 1979. С. 13).Трудно представить себе обезличенным, унифицирован-ным героя Гомера. Сам механизм общественного признания героя —слава толкает его на неповторимость, на нова-торство, на ≪подвиги тягостные≫. Важно то, что речь идетне о славе царей, монополизирующих право на славу и напамять потомков. Слава выступает общечеловеческим до-стоянием. Герой Гомера совершает подвиг и тем отличает-ся от равных ему и достигает ≪блестящей славы≫, ≪славыдо небес≫. Слава —это признание воинских заслуг (илизаслуг на совете), это утверждение ЛИЧНОГО статуса героя.История мировой культурыслава и честь взаимосвязаны. Ахилл жалуется богине-ма-тери Фетиде:

Славы не должен ли был присудить мневысоко гремящийЗевс Эгиох? Но меня никакой не сподобил он чести!(Ил. I, 353-354)Победить противника, совлечь с него латы —значит добиться беспредельной славы (Ил. XVIII, 165). И Гектор,желающий славы своему сыну, обращается к богам:Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:Он и отца превосходит! И пусть он с кровавойкорыстью

Входит, врагов сокрушитель, и радует материсердце!(Ил. VI, 479-481)

Но не бесславно и умереть, защищая отчизну, сохраняяжизнь супруге и детям, оберегая дом и достояние.На непосредственную (не институализированную) связьчеловека и общества указывает и другая норма, которой ру-ководствуется гомеровский грек —≪стыд≫ (≪айдос≫). Не имея возможности остановиться на этом вопросе подробно, вос-произведем общие выводы специального исследования, по-священного вопросу об ≪айдосе≫ в борьбе: ≪Итак, мы видим при рассмотрении айдоса в борьбе, что айдос —ни страхтолько, ни благоговение, ни стыд, ни одно лишь чувствочести, ни особенная сила, отсутствующая для нас в слове.Она произрастает из совместной жизни людей, из общнос-ти, так как она обнаруживается только в связях с окружаю-щими≫ (С. Е. Ф. фон Эрффа). Стыд не позволяет ахейцамбесславно возвратиться домой (Ил.II, 298). Стыдно Агамем-нону потерять в бою Менелая, ибо это означало бы началоконца бесславного похода на Трою (Ил. IV, 155—82). Сты-дит Посейдон ахейцев, ослабивших сражение за судаКультура древнего мира

(Ил. XIII, 95—24). Во всех этих случаях ≪айдос≫ говоритоб ориентации гомеровского человека на непосредственнуюреакцию окружающих. ≪Айдос≫ —наиболее оперативный механизм, позволяющий обществу оценить поступки героясообразно их общественному значению.Конечно, такого рода реакции на внешние оценки немогут говорить об отсутствии у гомеровских греков цен-тра внутренней жизни, впрочем, как и об обособленииего от внешнего мира, Нормы гомеровского человека(≪честь≫, ≪слава≫, ≪стыд≫) —одновременно и индивиду-альные и общественные, поскольку они коррелируют синдивидуальными возможностями, силой и способностями и однозначно говорят об их общественном призна-нии. Такие нормы, конечно, произрастают из норм родо-вого строя с его единством индивидуального и общес-твенного. Но в то же время гомеровский герой поставленв условия состязания (≪агона≫), с равными ему героямиищет новых прочных уз дружбы (≪фклии≫), полисной об-щности. Лидер осваивает новые типы социального пове-дения, которые наряду с остатками родового строя слу-жат строительным материалом складывающихся классо-вых отношений. При этом и обнаруживаются определен-ные разновидности личностной ориентации (Ахилл иГектор), свидетельствующие о новых тенденциях в соци-альном и духовном развитии.

Ахилл —бесстрашный и безжалостный воитель —и вто же время нежный и заботливый друг. Смерть Патроклане только потрясает его, но и ставит на грань жизни и смер-ти. Антихол, сообщивший ему о смерти Патрокла, боится,чтобы он не покончил с собой. Однако со смертью Патрок-ла Ахилл вступает в состояние, которое должно завершитьсяего смертью:

Скоро умрешь ты, о сын мой, судя по тому, чтовещаешь!Скоро за сыном Приама конец и тебе уготован!

(Ил. XVIII, 94-96)Причиной слов Фетиды является состояние Ахилла,его желание отомстить за друга, даже если придется уме-реть. Именно в этом проявляется человечность Ахилла(жалость к другу). Однако не следует забывать, что над