Культура древнего мирадруг над другом и Зевса надо всеми. Жизнь богов как су-ществ с индивидуальным своеобразием, мощью начинает-ся с природных сфер. Не будем обсуждать вопрос —изна-чально ли термин ≪теос≫ употребляется как субъект, или онносил первоначально предикативный характер. Скорее все-го действия богов и сам действующий бог составляют еди-ное целое. Однако перед нами возникает все же индивиду-альный облик богов. Хтонизм в его наиболее отчетливыхформах -—религии земли и полевых культах остался где-то за пределами гомеровской религии. Незначительны упо-минания о Гее, Деметре, Персефоне. Боги-олимпийцыживут не в поле, не в роще, не в лесу, хотя они и имеют излюбленные места приема жергвоприношений и отправ-ляются к людям на пир. Олимпийцы имеют светлые домана Олимпе, где нет природных в собственном смысле яв-лений: там нет земли и растений, там не произрастают де-ревья и злаки. Боги питаются нектаром и амброзией. Прав-да, нектар носят богам голуби, но это особые голуби. Соот-ветственно, там нет дождей, ветра и т. п. Там всегда ясно,тепло и светло.Являются ли эти боги вымыслом Гомера? Видимо, какая-то доля художественного вымысла в их изображениибыла. Во всяком случае, в поэмах Гомера боги встречаютсякак завершенное художественное целое. Если признать, чтоГомер знал хтонических богов (гневных, страшных, жес-токих), но сознательно противопоставил им светлые обра-зы богов-олимпийцев, то придется говорить и ≪о конструк-тивной теологии≫ у Гомера. Смех, бурлеск использовалсяу Гомера для ≪очеловечивания≫ и ≪гармонизации≫ страш-ных образов хтонических богов. Смех завершал процедуруобщения с богами-созидателями мира и человеческих су-деб и выступал (как в дионисизме) в качестве расслабляю-щего комплекса. С расшифровкой ≪линейного письма В≫ иобнаружением языковой преемственности микенской и го-меровской Греции по-другому рассматривается вопрос окорнях религиозных верований у Гомера. Обнаруживаютсяамбивалентные связи между микенскими и гомеровскимиобразами: в таблицах, найденных в Пилосе и Микенах,встречаются имена некоторых богов-олимпийцев. В то жевремя сами религиозные отправления на Крите и в Мике-нах (например, ритуальные игры с быками; религиозныедействия царя-жреца) говорят о страшных, кровавых божес-твах плодоношения и смерти, близких скорее к восточнымрелигиям. Гомер же находится у истоков собственно греческого обновления религии.Бурлеск, смех составляли основу деструктивной те-ологии Гомера: высмеивается кровожадность (Арес), по-хотливость (Афродита) прежних богов и т. д. Многиепрежние магические процедуры в общении с богами по-теряли смысл. Смех был направлен на прежних богов,но ≪деструктивное≫ и ≪конструктивное≫ в теологии Гомера не было разъединено, составляло единый сплав,из которого и отливались образы ≪светлых≫ богов-олим-пийцев. В связи с этим надо заметить, что боги-олим-пийцы не представляли ЕЗ себя искусственное изобре-тение и продукт рациональных построений, как пола-гают некоторые исследователи. Боги-олимпийцы, не-смотря на ряд уже достаточно абстрактных образов-пер-сонификаций, представляли из себя культовых богов.Но это были боги не государственного, а домашнегокульта. Каждая область в Древней Греции сохраняла ре-лигиозную партикулярность, что впоследствии и сохранилось в полисной религии. В полисах не было специ-альной касты жрецов, несложные религиозные обязан-ности выполнял жрец —официальное выборное лицоиз числа граждан.Проведенная Гомером секуляризация древней хтонической религиозности в полной мере показывает измене-ние отношений между людьми и богами. Боги Гомера,поскольку они не создают мкр, сами действуют в сфереприродной и природным же способом. Боги не создаютмир, но и не позволяют его разрушить. Созидательнаядеятельность богов не простирается далее сооружения обо-ронительных стен или изготовления вооружения. Но из-готовление щита Ахиллеса превращается в своего родасоздание мира в миниатюре: мир создается в пространст-ве воображения, создание мира переосмысливается как акт,возможный лишь в художественном творчестве. Конеч-но, Посейдон может, например, вызвать бурю на море,превратить корабль ≪веслолюбивых≫ феаков в скалу. Зевсидет дождем, посылает гром и молнии. Однако подобно-го рода действия не затрагивают основ мироздания, не меняют присущего природе порядка.В отношениях к человеку боги выступают не как сти-хийные природные силы (в мире Гомера они уже упоря-дочены и подчинены богам-олимпийцам), а как сущест-ва, значительно превосходящие человека по своим возмож-ностям и потенциям. Боги —дарователи благ. Особеннопревосходят боги человека в определенной области дейст-вий. Музыка, поэзия, танцы —привилегия богов. Невоз-можно состязаться с богами. Но человек, прославившийся в том или ином деле (≪техне≫), конечно же, был избранбогами. В той или иной ситуации —перед началом сра-жения, при осуществлении любого задуманного дела — люди обращаются к богам за помощью и поддержкой.Чаще всего при этом риносятся жертвоприношения.
Обычно обращаются к Зевсу, но у разных героев есть иразные боги-покровители, к которым они и обращаются вкритические моменты.Как же помогают боги своим избранникам? Чисто че-ловеческим способом. Боги не совершают чудо и не предопределяют (без непосредственного вмешательства в дей-ствия людей) событий. Для того, чтобы боги могли оказатьвлияние на человеческие дела, они должны принять в нихчисто человеческое участие. Чаще всего они помогают сво-им любимцам послать копье в цель или отклоняют его.Стрела, выпущенная из лука, попадает в цель с помощьюАполлона. Гомер допускает, что человек может обойтисьбез помощи бога (Одиссей убивает из лука толпы женихов,о поддержке Аполлона, который, как известно, был на сто-роне троянцев, а не греков, при этом умалчивается) и дажепревзойти его (Диомед ранит в сражении бога войны — Ареса).Но в целом вмешательство богов в человеческий мирвсегда протекает через сферу человеческих дел: боги влия-ют на человека, побуждая его к действиям, вкладывая внего силу, отвагу, мысль, или наоборот —ослепляя ивселяя в него страх. Важно отметить, что вмешательствобогов как бы продолжает во втором, ≪сверхчеловеческом≫плане человеческое действие, сообщая ему особенное зна-чение, подчеркивая его неординарность. Ахилл —этотмужественный сильный воин, конечно же, должен былбыть рожденным богиней. И как же хитроумный Одиссей мог бы обойтись без поддержки богини мудрости — Афины. Как отмечает Макс Поленц, природно-челове-ческие дела и ожественное вмешательство не стоят в противоположности одно к другому, но находятся в пол-ном созвучии.Боги Гомера не изменяют по своему произволу жизнь человека, они не сотворят человека и не властны над егосудьбой (здесь, пожалуй, содержится коренное отличие бо-гов ≪Энума Элит≫ от богов Гомера), Боги сами по себе под-властны судьбе. Они не могут избавить любимого ими смер-тного от предназначенного ему судьбой и от смерти. ДажеЗевс должен примириться со смертью на поле сражения егосына Сарпедона. Боги Гомера не всеведущи и не всемогу-щи. Даже жертву им надо приносить в такое время, когдабоги находятся на Олимпе и могут услышать смертного,да и чаще всего —в определенном месте. Но посколькубоги не предопределяют события, с ними рядом (а иногдаи над ними) и находится судьба. ≪С самого начала в поли-теизме не могла идти речь о всемогуществе единого бога;оно ликвидировано конкуренцией богов между собой, икроме того судьба (Мойра. —Г. Д.) стоит надо всеми, от еерешений боги являются зависимыми всяким образом≫(М. Поленц).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.